Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Обычная версия
  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей 44»
Версия для слабовидящих

ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «УЛЕЙ»

18.01.2013 2191 просмотр

Но, выполняя задания Привала «Историческая ёлка», ребята узнали много нового. Они читали литературу, знакомились с историей праздника, интересовались местными традициями и обычаями празднования Нового года.

К работе «Исторической Ёлки» подключились даже родители. Они помогали детям находить интересные сведения в Интернете, шили новогодние костюмы, делали фотографии, ходили с детьми в Музей народного и декоративно-прикладного искусства, в Областной Центр романовской игрушки, участвовали в заседаниях нашего «Улья».

Подводя итоги, мы решили объединить одной идеей все три задания «Исторической ёлки» и посвятить их простым людям, крестьянам, которые жили в XIX веке, где-то  на территории сегодняшней Липецкой области.


Карнавальный костюм «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ»

Если сегодня мальчик или девочка оденется подобным образом и придёт на Новогоднюю ёлку, то у них будет шанс получить приз-за лучший карнавальный костюм. А вот в середине XIX века это была обычная крестьянская одежда.

Крестьянская одежда подразделялась на повседневную и праздничную. Преимущественно крестьянское платье было домотканым. Только зажиточная часть деревни позволяла себе покупать фабричные ткани. Мужчины и мальчики носили рубахи с косым воротом, длиною до колен и штаны. Рубаху подпоясывали шнуром или тканым поясом. В праздничные дни надевали льняные рубахи. Зажиточные крестьяне щеголяли в рубахах из красного ситца.  Женские рубахи были длинными. Праздничная одежда отличалась от будничной различными украшениями: вышивками, лентами, тесьмой. В праздничную одежду наряжались по праздникам, на деревенские гуляния, в церковь, при приёме гостей, а так же на некоторые виды работ, сенокос.


Итак, наш костюм посвящён новогоднему празднику, относится к середине XIX века. Для его изготовления мы выбрали льняную ткань, цветную тесьму для украшения. На фотографии наши «Пчеловечки»: Поздняков Владислав и Застрожина Кира.


Новогодний подарок «РОМАНОВСКАЯ ИГРУШКА»

История романовской глиняной игрушки началась в XVI веке, когда бояре Романовы образовали недалеко от Липецка поселение, привезли своих крестьян из разорённых вотчин Скопинского уезда, и на берегу реки Воронеж выросло большое село Романово-Городище.

В те времена металлическая посуда была дорогая, и ею пользовались лишь богатые люди. В сёлах и деревнях люди обходились посудой, изготовленной из местных материалов: где из дерева, где из глины.

Вот и в Романове появились гончары, так как вокруг было достаточно разнообразной глины, подходящей для изготовления посуды — белой, чёрной, красной и жёлтой. Мастера изготавливали из глины крынки, горшки, миски. Романовская посуда ценилась: её охотно покупали в городе, возили в окрестные деревни, на базары и ярмарки в уездный город Липецк.

Ну и как ведётся в народе, некоторые мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками — свистульки. Для них использовали только чёрную глину — наиболее прочную и послушную в руках. Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими». Наиболее ранние игрушки датируются концом ХIХ века. Почему игрушку делали свистулькой? По древним поверьям свист отпугивает злых духов. Но есть и другая причина: ребёнок, когда играет на свистульке, развивает свои лёгкие.

А начинается всё с куска глины. Мастер садится за работу. Руками катает глиняный шар, потом, как из теста, делает лепёшку. Защипывает края – получается большой пельмень, внутри полый, чтобы было пространство для звука. Руками формируется голова с кокошником, хвост с будущим свистком, крылья, и вот уже готов силуэт Сирина — птицы счастья. Палочкой мастер делает глазки, рисует узоры на кокошнике и крыльях, отверстие свистка и ещё четыре тональных: каждая игрушка должна играть по-своему.

Среди «романушек» множество разных образов: царственные индюки, петухи с гребнем-полусолнцем, быки с тонкими полосками «инея“, утки с целым ожерельем утят, коровы, бараны, козы. Есть и сложные композиции, такие, как барыни-»романушки“, танцующие медведи, всадники-“казаки».

 

Вот такие игрушки, наверное, и получали в подарок наши пра-пра-бабушки и пра-пра-дедушки. Сегодня романовская игрушка стала больше сувениром и украшением интерьера. Пусть даже так. Но как любой народный промысел, она остаётся наполненной глубоким смыслом, в котором хранится красота и неиссякаемая народная мудрость. И в этом – непреходящая ценность духовной культуры русского народа, в этом – живая история России.

К сожалению, мы не нашли образа пчелы в романовской игрушке. А ведь пчела – необыкновенно многогранный символ. Она олицетворяет мудрость, плодородие, трудолюбие, экономность, порядок, чистоту и целомудрие. Тогда мы решили нарисовать несколько пчёлок в стиле романовской игрушки, а потом, может быть, предложим народным мастерам изготовить игрушки по нашим рисункам.


Новогодняя ОТКРЫТКА-ПОЗДРАВЛЕНИЕ из прошлого

Мы пересмотрели много поздравительных открыток из прошлого. Нам очень понравились открытки художницы Елизаветы Меркурьевны Бём [www.nlr.ru›Выставки›Новогодние открытки Елизаветы Бём] с новогодними и зимними сюжетами. Это не просто открытки, а открытые письма с пожеланиями. Чего же тогда желали друг другу люди? А пожелания были, как и сейчас, добрыми и сердечными, пожелания счастья, любви, здоровья. Мы изобразили маленькую девочку, которая желает всем крепкого здоровья в новом году, и написали поздравление в соответствии со стилем открытки из прошлого.

Фото

Copyright © 2023 МАОУ «Лицей 44» г. Липецка