Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Обычная версия
  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей 44»
Версия для слабовидящих

Непрерывное образование: точка отсчета – школа

22.01.2011 2669 просмотров

Ельчанинова Н. Ф. директор МОУ лицея №  44 Заслуженный учитель РФ к.п.н.

Лицей №  44 – крупнейшее общеобразовательное учреждение Липецкой области. Инновационный стиль  образовательного процесса  — традиция, заложенная десятилетиями успешной деятельности лицея.  Проведение научно-практической конференции «К вершинам знаний», открывающей ежегодную Декаду науки в лицее  №  44  — одна из самых значимых традиций и, в  то же время,  каждая такая конференция – прорыв в будущее.

Так,  в 2007 г. конференция с участием заместителя главы администрации Липецкой области Кураковой Людмилы Валентиновны прошла под знаком социального партнерства  лицея, вузов и будущих работодателей. В дальнейшем это направление  нашло свое развитие в подпрограмме «Социальное партнерство» лицейской Программы развития на 2009-2011г.г.

В 2008г. лицей выбрал следующий девиз для научно-практической конференции «Инновационное образование для инновационной экономики». Доклады обучающихся носили не только  теоретический, но и прикладной характер.  В рамках круглого стола, посвященного деятельности федеральной и региональных  экономических зон,  приняла участие заместитель главы администрации Липецкой области Глуховкина  Татьяна Александровна. Она  обратила особое внимание на работы лицеистов, посвященные  использованию нанотехнологий в металлургии, а также исследования  о перспективах развития особых экономических  зон.

Нынешняя научно-практическая конференция проходит под девизом «Непрерывное образование.  Точка отсчета – школа».  Такой девиз выбран не случайно. Конкурентоспособность страны в целом и Липецкого региона  в современных условиях при росте значимости человеческого капитала зависит уже не только от деятельности традиционных образовательных институтов, но и от возможности постоянно повышать качество компетенций, используемых в экономике и в социальной жизни.

Поэтому обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем.

Коллектив лицея считает, что основы для такой образовательной траектории должны быть заложены в стенах школы. Именно в школе формируются  базовые компетентности современного человека, а именно:

  • информационные (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативные (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
  • самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Следовательно, главным результатом  образования в лицее  является  готовность  выпускников к полноценному участию в жизни  государства в форме продолжения образования и трудовой деятельности.

Не случайно, девиз лицея «Достойное образование – успешная карьера». Одними из первых в регионе мы  осознали простую истину: хорошо учиться и учить — интересно, престижно и выгодно!

В этом направлении сделано многое:

1.     Лицей первым в области открыл профильные классы и сейчас образовательные программы реализуются по пяти профилям: физико-математический, социально-экономический, социально-гуманитарный, биолого-химический и лингво-информационный. Действует программа «Лицейское образование»

2.     Сложилась система работы с одаренными детьми, начиная с начальной школы, что позволяет лицею   удерживать лидирующие позиции в олимпиадном движении на уровне  муниципалитета и области. Ежегодно представители лицея становятся победителями и призерами Всероссийских предметных олимпиад.

3.     Создана эффективная система научно-исследовательской работы лицеистов в научно-лицейских обществах (в декабре 2008г.  лицей    отметил 10-летие НЛО). Ежегодно лицеисты  участвуют в различных конференциях: «Старт в науку», «Шаг в будущее» и других,  пополняя копилку лицейских побед.

4.     Широко используется индивидуальный  подход, создаются индивидуальные  образовательные  траектории, что позволяет достигать высоких  образовательных  результатов. На экране –

сравнительная таблица результатов ЕГЭ по русскому языку  и математике выпускников  лицея и среднеобластных.

5.     Успешно реализуется воспитательная система «Человек для инновационного общества», направленная  на    социализацию обучающихся лицея и  их адаптацию к новым вызовам. В 2009г. лицей завоевал 3 место в IY Всероссийском конкурсе воспитательных систем.

6.     Лицей стал информационной площадкой и опорной школой в муниципальной системе образования  в части современных информационных технологий и медиаобразования. Лицей – это место, где дети не только овладевают необходимыми знаниями, но и проникаются духом современного информационного общества. Сайт лицея неоднократно признавался лучшим сайтом среди  образовательных учреждений города и области по различным номинациям.

7.     Создана и успешно функционирует система социального партнерства, объединяющая лицей, вузы и будущих работодателей, что существенно повышает конкурентоспособность наших выпускников на рынке труда.

8.     Представители лицейского самоуправления не только  осуществляют свои программы внутри лицея, но и  участвуют в работе муниципальных и региональных молодежных структур, неоднократно становились  финалистами областных и Всероссийских конкурсов лидеров ученического самоуправления и молодежных объединений.

9.     Особое внимание в своей образовательной деятельности лицей уделяет вопросам  здоровьесбережения  и здоровьеформирования обучающихся и педагогов. В 2007г. Программа  «Здоровьесберегающая образовательная среда лицея»  признана лучшей среди  школ Липецкой области.

10.                       Все вышеперечисленные процессы идут под эгидой  Управляющего совета – органа  государственно-общественного управления лицеем, объединяющего представителей родителей, учителей и обучающихся.  Богатый опыт лицея, накопленный в этом направлении,  позволил открыть на базе лицея региональную экспериментальную площадку «Государственно-общественное управление средствами ИКТ». В 2008г. Попечительская комиссия Управляющего совета победила в конкурсе Попечительских советов среди ОУ Липецкой области.

Коллектив лицея  ясно понимает, что школа – это стартовая площадка для  обучающихся,  для их участия в создании новой экономики. В этом году мы планируем обсудить вопросы, связанные с  конкурентоспособностью наших выпускников на рынке труда, а это в свою очередь зависит от тех компетенций, которыми они овладели в стенах лицея, и которые они смогут использовать в реальных и достаточно жестких условиях экономического  кризиса.

На нынешней конференции  каждый  выступающий представит собственный продукт -  доклад, исследование, презентацию.  Лицеисты продемонстрируют уже сформированные  социальные, коммуникативные и предметные компетенции. Сегодня вы убедитесь, что наши обучающиеся умеют организовать свою деятельность, объяснить явления окружающей их действительности, способны ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда.

Лицей №  44 давно и успешно сотрудничает со школами не только муниципалитета, но и области в целом. Резолюция научно-практической конференции 2008г.  включала в себя  пункт о придании конференции статуса региональной.  С чувством глубокого удовлетворения я констатирую факт, что с нынешнего года конференция проводится как региональная, и представители школ  области являются полноправными ее участниками. Ведь талантливые дети есть даже в самой отдаленной деревне, и наша конференция дает пусть маленькую, но возможность реализовать   потенциал  каждого из  них. Даже те, кто не смог приехать лично, прислали свои исследовательские работы по электронной почте, а оргкомитет разместил их в брошюре с материалами конференции.

Одаренным детям свойственны такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Именно одаренные дети станут первопроходцами в осуществлении непрерывного образования, навыки которого формируются со школьной скамьи. От того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние всех будущих поколений.  Говоря словами Президента РФ Д.А.Медведева «Главный критерий качества образования – конкурентоспособность и востребованность каждого выпускника как современной экономикой, так и современным обществом»

Copyright © 2023 МАОУ «Лицей 44» г. Липецка