- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей 44»
«Стать уникальным, а не первым»
Прокопенко О. Р.
Заместитель директора МОУ лицея № 44 г.Липецка
Почетный работник общего образования РФ
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что ключевой характеристикой современного российского образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей у детей. Именно такой подход к образованию способствует формированию у них инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.
Федеральная подпрограмма «Одаренные дети» (2007-2010 г.г.) указывает на необходимость дальнейшего обеспечения условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, а также нацеливает на выявление одаренности с раннего возраста, на оказание адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработку индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, на формирование личностного и профессионального самоопределения. При этом необходимым условием полноценного и позитивного развития ребенка является взаимодействие педагогов, психологов и других специалистов с родителями.
В своем Послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года Президент Российской Федерации Д. А.Медведев подчеркивает, что в России «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности». Таким образом, совершенно четко обозначена позиция государства в работе с одаренными детьми, показана стратегическая направляющая этой деятельности.
Одаренным детям свойственны такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Именно одаренные дети станут первопроходцами в осуществлении непрерывного образования, навыки которого формируются со школьной скамьи. От того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние всех будущих поколений
Обучение одаренных детей — вопрос не корыстный, а нравственный. В идеале, конечно, нужно стремиться к тому, чтобы каждый ребенок — одарен он или нет — получил нужное образование. Но в нашем обществе, к сожалению, за много лет сложилась парадоксальная картина: одаренным детям оказывается меньше внимания, чем умственно отсталым.
В МОУ лицее № 44 традиционно уделяется особое внимание обучению одаренных детей. Так, создана образовательная среда коммуникативно-развивающего типа, которая предполагает:
Работать с такими детьми достаточно сложно, но мы говорим об особенной школе с особенными учителями. Дети, различные как по характеру одаренности, так и по личностным характеристикам, не впишутся в базовые схемы, потребуют иных методов работы.
Известно, что одаренные люди далеко не всегда могут себя полностью самореализовать. Для того чтобы они смогли бы найти свое место в жизни, им нужна помощь, зачастую не только психологическая, но и организационная. В связи с этим лицее в течение ряда лет опробуются модели поведения успешных людей.
В МОУ лицее постоянно действует психологическая служба, кабинет релаксации, планируется организация нового структурного формирования в рамках лицея, ориентированного на работу с одаренными детьми.
В МОУ лицее № 44 на основании психологической диагностики и результатов обучения детей по итогам 5-го класса и после консультационных бесед с родителями создан специализированный класс для одаренных детей в рамках внутрилицейского эксперимента в параллели 6-х классов. В случае удачного хода эксперимента такие спецклассы появятся последовательно в каждой параллели и образовательный процесс будет строиться с учетом индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося с привлечением потенциала внеучебного и внеурочного времени.
Другое направление работы с одаренными детьми связано с осуществлением сетевого взаимодействия с другими учебными заведениями муниципальной системы, а также с использованием потенциала преподавателей и образовательной среды липецких вузов с целью создания временных и постоянных творческих групп одаренных обучающихся по различным направлениям учебной и социальной деятельности с использованием, в том числе, и возможностей дистанционного обучения. Такой опыт накоплен в лицее в рамках опорного учреждения «Ресурсы медиаобразования» муниципальной системы образования.
В рамках созданной система работы с одаренными детьми выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе. Индивидуальный подход учителя, психолого-педагогическое сопровождение с первых дней занятий в группах по адаптации к школьной жизни, участие в школьном туре олимпиадного движения для начальной школы – все это позволяет найти и поддержать тех детей, потенциал которых позволяет в дальнейшем занять достойное место в команде талантов лицея. С учениками начальной школы занимаются педагоги основной ступени общего образования. Это позволяет добиться больших успехов на муниципальных турах олимпиад для младших школьников, а также завоевать победы на региональных и Всероссийских конкурсах и конференциях. Таким образом, достигается преемственность поколений в олимпийской сборной лицея.
В течение последних четырех лет лицей в числе лидеров по количеству победителей и призеров предметных олимпиад: обучающиеся лицея занимают более 20 призовых мест на муниципальных и более 10 на региональных предметных олимпиадах, становятся участниками заключительного этапа всероссийских предметных олимпиад.
В 2009-2010 учебном году обучающиеся лицея приняли участие не только в традиционных научно-исследовательских конференциях ( «К вершинам знаний») и интеллектуальных конкурсах регионального уровня ( «Шаг в будущее», «Старт в науку»), но и в 6 интеллектуальных конкурсах всероссийского уровня, 12 творческих конкурсах регионального уровня и 12 творческих конкурсах всероссийского уровня. Из общего числа участников интеллектуальных и творческих конкурсов 4 победителя регионального конкурса «Шаг в будущее», 6 победителей интеллектуальных конкурсов всероссийского уровня, 15 победителей и призеров творческих конкурсов регионального уровня, 12– всероссийского уровня.
В основе этих значимых успехов лежит большая и кропотливая работа педагогов-тьюторов и обучающихся в научно-исследовательских обществах лицея. Создание и функционирование научно-лицейского общества «Открытие» – важный этап в истории лицея. Именно в научно-исследовательских обществах сделали свои первые шаги в науке сотни и сотни лицеистов. За более чем десятилетнюю деятельность научно-лицейского общества около 400 учащихся стали победителями и призерами муниципального тура предметных олимпиад, более 200 – регионального, а 7 самых талантливых подняли планку побед до Всероссийского уровня.
Итогом научно-исследовательской работы лицеистов за год является Декада науки и традиционная научно-практическая конференция «К вершинам знаний», которая с 2008г. имеет статус региональной. Каждая такая конференция – прорыв в будущее. По итогам конференции выпускается сборник работ участников, вручаются дипломы. Мероприятия конференции широко освещаются в лицейских СМИ.
Лицей считает социальную деятельность одним из основных направлений в своей деятельности. Стратегия развития лицея направлена на достижение таких социальных эффектов, как формирование российской идентичности, воспитание полноправных членов гражданского консолидированного общества, придание образованию в лицее функции социального лифта – предоставление равных возможностей для получения качественного образования детьми из различных по своему социальному положению семей.
Социализация личности представляется как путь познания: от формирования ключевых компетенций к личностным компетентностям.
В рамках единого открытого воспитательного пространства лицея продолжала действовать модель воспитательной системы «Человек для инновационного общества: Социализация личности в условиях модернизации образования».
В 2009-2010 учебном году была разработана и внедрена новая модель функционирования ученического самоуправления «Коучинг и корпоративное союзничество. Самоуправление как оно есть». Продолжил свою работу клуб молодых лидеров лицея, действующий под девизом «Стать уникальным, а не первым!». Программа подготовки лидерского актива была трансформирована и ряд ее модульных блоков адаптирован под младший школьный возраст. Таким образом, в прошедшем учебном году к клубу лидеров присоединился актив самоуправления начальной школы.
Успешно функционировал сетевой медиацентр для одаренных детей по довузовской профориентационной работе.
В течение учебного года осуществлялся медиапроект «Планирование карьеры» с участием органов лицейского самоуправления, медиацентра и стратегических партнеров лицея.
Были проведены традиционные общественные слушания по проблемам социального партнерства в рамках ежегодной Декады науки совместно с Управляющим Советом. Был проведен круглый стол с участием представителей ОАО «НЛМК“ для обучающихся 11-х классов“Мой комбинат – мой город — моя судьба». Были проведены встречи с выпускниками МОУ лицея № 44 – сотрудниками ОАО «НЛМК». Ежегодно на итоговом заседании Управляющий совет заслушивает отчет о реализации программы «Социальное партнерство».
Задачи личностного, познавательного и социального развития не могут быть решены без формирования компетентностей в общении. Овладение вербальными и невербальными средствами коммуникациями, умение работать с любыми источниками информации, создавать свою собственную информацию и распространять ее в окружающем мире – такими медиакомпетентностями владеют лицеисты. Медиаобразование сквозной нитью проходит через весь образовательный процесс в лицее. Основная нагрузка ложится на воспитательную систему лицея, которая базируется на принципах медиаконсалтинга. Предмет «Медиобразование» преподается в лицее в течение трех лет. В 2009-2010учебном году был введен предмет «Медиаобразование» на английском языке в профильном лингво-информационном классе.Свободное владение медикомпетентностями послужит основой для формирования универсальный учебных действий и обеспечит возможность для обучающегося овладевать все новыми компетентностями.
Таким образом, в лицее созданы условия для выявления, сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала одаренных детей. Интеллектуальность, креативность, настойчивость в сочетании с гражданской позицией и высоким уровнем нравственного сознания – вот результат, к которому стремится лицей в работе с одаренными детьми. Модель выпускника лицея предполагает наличие таких качеств, как высокая степень социализации, овладение ключевыми компетенциями, гражданскую идентичность и обладание гуманистическим мировоззрением. Инновационное мышление выпускников лицея № 44 г.Липецка позволит им в дальнейшем создавать инновационную экономику России.