- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей 44»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение является основой для создания и деятельности мультимедиатеки муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 100 г. Липецка (далее мультимедиатека).
1.2. Мультимедиатека является структурным подразделением муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 100 г. Липецка (далее школа), участвующим в образовательном процессе в целях обеспечения прав его участников на бесплатное, оперативное, широкое пользование информационными ресурсами.
1.3. Цели деятельности мультимедиатеки соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: на основе внедрения информационных технологий формирование общей культуры личности обучающихся и усвоение ими обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, адаптация учащихся к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе, формирование здорового образа жизни.
1.4. Мультимедиатека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами департамента образования и науки администрации Липецкой области, департамента образования администрации г. Липецка, Уставом школы, Положением о мультимедиатеке, утвержденным директором школы.
1.5. Деятельность мультимедиатеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.
1.6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о мультимедиатеке и Правилами пользования мультимедиатекой, утвержденными директором школы.
1.7. Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность и качество информационного обслуживания в деятельности мультимедиатеки.
1.8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
1.9. Настоящее Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с приказом директора школы.
2. Основные задачи
Основными задачами деятельности мультимедиатеки являются:
2.1. предоставление участникам образовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам, родителям или иным законным представителям обучающихся (далее – пользователям) доступа к информационным образовательным ресурсам, представленных на различных носителях: магнитных (фонд аудио- и видеокассет); цифровых (CD-диски); коммуникативных (компьютерные сети) и иных;
2.2. воспитание культурного и гражданского самосознания обучающихся, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала через использование информационных технологий;
2.3. формирование свободного владения навыками независимого пользования информационными ресурсами: поиск, отбор и критическая оценка информации;
2.4. совершенствование предоставляемых образовательных услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации процесса обучения.
3. Основные функции
Для реализации своих основных задач мультимедиатека:
3.1. формирует фонд информационных ресурсов школы:
- комплектует универсальный фонд учебных, художественных, научных, справочных, педагогических, методических и научно-популярных материалов на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
- пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;
- аккумулирует фонд материалов, создаваемых в школе (публикаций и работ педагогов школы, лучших научных работ и рефератов обучающихся, методические разработки и др.);
- осуществляет размещение, организацию и сохранность материалов;
3.2. создает информационную базу:
- осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
- организует и ведет электронный каталог, базу данных школы;
- обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
3.3. осуществляет дифференцированное информационное обслуживание обучающихся:
- предоставляет информационные ресурсы на различных носителях в соответствии с интересами и информационными потребностями обучающихся;
- создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на информационные и коммуникационные технологии; способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);
- организует обучение и развитие навыков независимого пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с различными видами информации;
- оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе учебной, самообразовательной и досуговой деятельности обучающихся;
- организует мероприятия, ориентированные на развитие общей культуры личности, содействует развитию критического мышления, социализации личности;
3.4. осуществляет дифференцированное информационное обслуживание педагогических работников:
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;
- создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы школы, осуществляет накопление, систематизацию информационной базы по предметам, разделам и темам;
- организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;
- поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц, презентаций и т.п.);
- способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами;
- содействует членам педагогического коллектива и администрации школы в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, CD-дисков, презентации развивающих компьютерных программ и т.д.).
4. Организация деятельности мультимедиатеки
4.1. Мультимедиатека входит в структуру библиотеки и представляет специализированный рабочий зал для работы с мультимедийными, сетевыми и т.п. ресурсами.
4.2. В целях обеспечения модернизации образовательного процесса в условиях информатизации и компьютеризации и в пределах средств, выделяемых учредителем, мультимедиатека обеспечивается:
- гарантированным финансированием для комплектования фондов информационных материалов (в смете школы выводится отдельно);
- необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой и нормативами по охране труда при эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиНа;
- современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;
- ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования.
4.3. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества мультимедиатеки.
4.4. Ответственность за создание необходимых условий для деятельности мультимедиатеки несет директор школы.
4.5. Режим работы мультимедиатеки определяется в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы.
При определении режима работы мультимедиатеки предусматривается выделение:
- двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение работ для поддержания работоспособности оборудования;
- одного раза в месяц – санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится.
4.6. В целях наиболее полного использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством мультимедиатека школы обеспечивается доступом к ресурсами сети Интернет.
5. Управление. Штаты
5.1. Управление мультимедиатекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и Уставом школы.
5.2. Общее руководство деятельностью мультимедиатеки осуществляет директор школы.
5.3. Сопровождение деятельности мультимедиатеки обеспечивает заместитель директора школы по информатизации образовательного процесса в соответствии с рекомендациями и руководством специалистов департамента образования и науки администрации Липецкой области, департамента образования администрации г. Липецка, Липецкого института развития образования.
5.4. Заведующий мультимедиатекой назначается директором школы, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета школы.
5.5. Заведующий мультимедиатекой осуществляет деятельность данного подразделения и несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями или иными их законными представителями за организацию и результаты деятельности мультимедиатеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом школы.
5.6. Заведующий мультимедиатекой разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы:
а) положение о мультимедиатеке,
б) правила пользования мультимедиатекой;
в) инструкцию по использованию фондов мультимедиатеки;
г) планово-отчетную документацию;
д) инструкцию по охране труда деятельности мультимедиатеки;
е) технологическую документацию.
5.7. Порядок комплектования штата мультимедиатеки школы регламентируется Уставом школы.
5.8. Для работы в мультимедиатеке принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации
6. Права и обязанности работников мультимедиатеки
6.1. Работники мультимедиатеки имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы информационного обслуживания образовательного процесса в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе школы и Положении о мультимедиатеке;
б) проводить в установленном порядке занятия по развитию навыков информационной культуры пользователей;
в) определять источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать материалы из фондов мультимедиатеки в соответствии с инструкцией по учету базы мультимедиатеки;
д) определять в соответствии с правилами пользования мультимедиатекой, утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским комитетом школы виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями мультимедиатекой;
е) вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (нормативы работы на компьютере, вредность условий труда).
ж) участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом школы;
6.2. Работники мультимедиатеки обязаны:
а) обеспечивать пользователям возможность работы с информационными ресурсами школы;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых мультимедиатекой услуг;
в) обеспечивать научную организацию работы мультимедиатеки;
г) формировать фонды информационными материалами в соответствии с интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
д) совершенствовать информационное обслуживание пользователей;
е) обеспечивать сохранность носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы мультимедиатеки в соответствии с потребностями пользователей и работой общеобразовательного учреждения;
з) отчитываться в установленном порядке перед директором школы;
и) повышать квалификацию.
7. Права и обязанности пользователей мультимедиатеки.
7.1. Пользователи мультимедиатеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе фонда мультимедиатеки, информационных ресурсах и предоставляемых услугах;
б) пользоваться справочным аппаратом мультимедиатеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
г) получать во временное пользование или в рабочем зале материалы из фонда мультимедиатеки и других источников информации (Интернет, компьютерные сети);
д) участвовать в мероприятиях, проводимых мультимедиатекой;
е) получать тематические, фактографические, уточняющие справки на основе фонда мультимедиатеки;
ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на носителях, при пользовании электронным и иным оборудованием;
з) пользоваться платными услугами, предоставляемыми мультимедиатекой, согласно Уставу школы и Положению о порядке предоставления дополнительных платных образовательных услуг, утвержденному директором школы;
и) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
7.2. Пользователи мультимедиатеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования мультимедиатекой;
б) бережно относиться к материалам фонда мультимедиатеки, оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расположения материалов и оборудования при работе с мультимедиатекой;
г) убедиться при получении материалов мультимедиатеки в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника мультимедиатеки; ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых материалах несет последний пользователь;
д) заменять материалы медиатеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования мультимедиатекой;
е) возвращать материалы в установленные сроки;
ж) полностью рассчитаться с мультимедиатекой по истечении срока обучения или работы в школе.
8. Порядок пользования мультимедиатекой.
8.1. Порядок пользования мультимедиатекой предполагает:
8.2. Порядок пользования рабочим залом мультимедиатеки:
а) материалы, предназначенные для работы в рабочем зале, на дом не выдаются;
б) организация работы в зале определяется нормами СанПИНа и требованиями по охране труда при работе с компьютерной техникой;
в) все пользователи перед работой проходят инструктаж по охране труда при работе в зале медиатеки.
г) работа пользователей в зале с установленным оборудованием производится по графику, утвержденному директором школы и в присутствии работника мультимедиатеки;
д) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;
е) пользователь имеет право работать с носителями информации после предварительного тестирования и инструктажа его работником мультимедиатеки;
ж) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику мультимедиатеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату.