Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Обычная версия
  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей 44»
Версия для слабовидящих

Программа информатизации муниципального общеобразо-вательного учреждения лицея № 44 на период 2006-2010 годы

21.01.2011 2594 просмотра

В программе развития лицея до 2010 года определена модель выпускника – «Выпускник лицея — интеллектуально развитая личность, компетентная в социальной, экономической, правовой, коммуникационной и информационной сфере деятельности жизни и способная к осознанному самоопределению, которая должна занять достойное место в социуме.

Перед лицеем актуальной проблемой является формирование информационно-технологической инфраструктуры системы образования, которая включает в себя совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять в образовательном процессе новые информационные технологии и осуществлять сбор, хранение и обработку данных системы образования. Созданная информационная система должна осуществлять поддержку образовательного процесса и автоматизацию управленческой деятельности. Основными участниками и пользователями информационной системы будут: педагоги, ученики, управленцы и родители.

Поэтому целью программы информатизации является: создание в лицее единого информационного и образовательного пространства, ориентированного на формирование у всех участников образовательного процесса информационной компетентности.

Актуальность темы.

Современный период развития любого цивилизованного общества определяют как этап информатизации. Информатизация общества предполагает всестороннее и массовое внедрение методов и средств сбора, анализа, обработки, передачи, архивного хранения больших объемов информации на базе компьютерной техники, а также разнообразных устройств передачи данных, включая телекоммуникационные сети и спутниковую связь. В этой связи одним из главных звеньев совершенствования образовательной системы является комплексная информатизация школы.

Реализуемая модель информационной на основе принципа открытой архитектуры. Эта среда позволяет педагогическому и ученическому коллективам участвовать в очных, заочных, дистанционных проектах различного уровня на различных школьных предметах в урочной и внеурочной деятельности [1]. Одной из задач и функций школьной информационной среды является повышение мотивации школьников к освоению информационных технологий, мотивации педагогов к самообразованию по пользовательскому курсу информатики, освоению и наработке методик использования компьютерных технологий в преподавании учебных предметов. И все это в условиях конкурентности школ для привлечения учеников и конкурентности среди коллег внутри коллектива. Модель обеспечивает такую деятельность в условиях открытого образования, телекоммуникационных систем, средств Интернет [2].

 

Цель:

  • создание основы единой образовательной информационной среды, обеспечивающей

-единство образовательного информационного пространства лицея;

-повышение качества образования во всех ступенях обучения;

-развитие и эффективное использование потенциала педагогического и ученического коллективов;

  • создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий;

Задачи:

  • формирование информационно-технологической инфраструктуры лицея, включая:

— создание системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования в лицее;

— оснащение лицея вычислительной техникой, техническими средствами для организации образовательного процесса, сопрягаемыми с ПК, средствами доступа к глобальным информационным ресурсам, общесистемными и прикладными программными средами, обеспечение администрирования и технической поддержки.

  • применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, включая:

— создание и использование в учебном процессе современных электронных материалов наряду с традиционными учебными материалами;

— подготовка административных и педагогических кадров лицея, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.

Основные направления информатизации:

1. Материально-техническое обеспечение

1.1. Развитие информационных технологий ОУ:

  • создание основ единого информационного и научно-методического обеспечения образования;
  • формирование перечня электронных учебных материалов и информационно-технологических средств для обеспечения учебного процесса лицея;
  • разработка и тиражирование электронных средств поддержки и развития учебного процесса;
  • модернизация библиотеки лицея,  формирование на ее основе медиатеки ОУ и выход на организацию ресурсного центра ОУ;
  • подготовка основ для организации системы открытого образования на основе интерактивных дистанционных технологий для обучения учащихся лицея различного уровня развития;
  • формирование концепции информационной безопасности ОУ.

 

1.2. Оснащение лицея средствами информатизации:

  • оснащение лицея средствами вычислительной техники, техническими  средствами для организации образовательного процесса, сопрягаемыми с ПК, средствами телекоммуникаций;
  • оснащение лицея лицензионными и сертифицированными программными продуктами и их сопровождение;
  • оснащение лицея специализированной мебелью для учебных кабинетов и компьютерных классов;
  • построение и развитие лицейской локальной образовательной сети с выходом  в глобальную сеть Интернет.

1.3. Организация системы технического обслуживания:

  • заключение договора на техническое обслуживание и ремонт компьютерной техники и технических средств, сопрягаемых с ПК;
  • отработка системы администрирования и обслуживания компьютерной сети лицея.

2 Повышение квалификации и профессиональной подготовки административных и педагогических кадров лицея:

  • формирование программ и разработка методического обеспечения повышения квалификации и профессиональной переподготовки административных и педагогических кадров лицея в области новых информационных технологий;
  • организация курсовой подготовки по изучению основ информационных технологий и методики их использования в практике управленческой и педагогической деятельности лицея;
  • изучение нормативной базы, требований СаНПиНов, Правил ТБ по вопросам информатизации образовательного процесса ОУ.

3. Использованию информационных технологий

  • Внедрение корпоративной информационной системы на основе 1С Хронограф Школа;
  • Организация электронного документооборота;
  • Использовать ИТ в работе социально-психологической службы;
  • Использовать ИТ в работе школьной библиотеки;
  • Использовать ИТ в работе методической;
  • Использовать ИТ в преподавании общеобразовательных предметов;
  • Использовать ИТ в организации профориентационной работы;
  • Использовать ИТ в организации воспитательной работы;
  • Создание собственных образовательных продуктов — электроный курс (учебник), тематический Интернет-ресурс, обучающая программа (авторские разработки ПО)
  • Вовлечение в учебный процесс домашних компьютеров;
  • Вовлечение в информатизацию родителей;

 

4. Повышение уровня информационного образования

  • Изучение ИТ на повышенном и углубленном уровне;
  • Подготовка к предметным олимпиадам по информатике, НПК и конкурсах по информатике;
  • Дополнительное изучение ИТ во внеурочное время.

5. Участие в городской программе информатизации

  • Проведение городских и республиканских мероприятий;
  • Участие в развитии городского методического портала;
  • Участие в наполнении банка методических разработок;
  • Участие в инновационной деятельности (по информатизации)
  • Популяризация ИТ в средствах массовой информации.

6.  Сайт образовательного учреждения

Ожидаемые результаты:

 

1)                создание основ единой образовательной информационной  среды, которая обеспечит:

  • доступ управленческой  структуры лицея, всех заинтересованных в проблеме учителей лицея, учащихся к педагогическим, методическим и информационным ресурсам сети, к системе современных электронных учебных материалов по основным предметам общеобразовательной школы;
  • возможность проведения компьютерного тестирования (итогового и тематического) и оценки качества образования с использованием специализированного программного обеспечения;
  • методическую поддержку и возможность непрерывного повышения квалификации учителей лицея всех направлений;
  • условия для создания электронного факультета лицея в системе открытого образования.

2)                доведение числа компьютеров, участвующих  в образовательном процессе до соотношения – 1 компьютер на  10 обучающихся;

3)                достижение отвечающего современным требованиям уровня подготовки преподавателей лицея в области информационных технологий и методики их применения в образовательном процессе;

4)                повышение качества обучения в лицее;

5)                оптимизация процесса управления лицеем на основе новых информационных технологий;

6)                создание медиатеки на базе библиотеки лицея;

Система программных мероприятий.

 

1. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе.

1.1 Создание электронных библиотек образовательных и информационных ресурсов.

Учитывая колоссальные возможности новых информационных технологий, необходимо создать,  среду в которой любой работник лицея мог получить интересующий его материал, обменяться опытом с другими коллегами, обсудить наиболее сложные и актуальные вопросы, получить консультации специалистов и экспертов.

На первом этапе  (2006 – 07 уч. год) этой работы должно быть создание и поддержание базы данных педагогических кадров и учета контингента обучающихся лицея на основе  1C ХроноГраф Школа 2.5.

На следующем этапе (2007 – 2008 г.г.) каталогизация и накопление банка образовательных и информационных ресурсов (традиционных учебных материалов, методических разработок, аудио- и видеозаписей, CD-ROMов, компьютерных программ, Web-ресурсов), создание автоматизированной информационно-поисковой системы.

На завершающем этапе (2009-10 г.г.)  — обеспечение популяризации и регулируемого доступа к данным  электронной библиотеки.

 

1.2. Приобретение и распространение электронных средств обучения. Развитие медиатеки.

Данное направление требует определения своевременной компетентной оценки организационных, экономических и социальных последствий внедряемых новых информационных  технологий. Сегодня на рынке мультимедийного программного обеспечения наравне с высококачественной продукцией представлены программные пакеты абсолютно не допустимые к использованию в учебном процессе.

Контроль качества и экспертиза прикладных программных продуктов должны проводится в обязательном порядке до начала применения их в учебных целях.

С целью экономии средств на закупку такого программного обеспечения необходимо:

-                     создать и вести  базу  данных прикладных программных продуктов, допущенных и рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе.  Обеспечить свободный доступ к ней с помощью лицейской информационной  образовательной  сети (1-й этап 2006-07 уч. год);

-                     создать лицейскую медиатеку сетевых версий программного обеспечения (2-й этап, 2007 – 08 г.г.)

Разработать комплекс мероприятий по интеграции учебных пособий, созданных с применением новых информационных и коммуникационных технологий, и традиционных средств  обучения (2-й этап 2007-08 уч. год).

1.3. Создание условий для разработки электронных учебных пособий

 

В настоящее время в среди отдельных педагогов лицея начинается работа по самостоятельной разработке электронных учебных пособий. Учитывая колоссальную востребованность   электронных материалов, особенно ориентированных на учителя общеобразовательной школы, в период реализации данной программы необходимо разработать комплекс  следующих мероприятий:

1). Привлечение различных специалистов из числа родителей, и особенно выпускников лицея (педагогов, программистов, дизайнеров, сценаристов, психологов и других) для создания интегрированных конкурентоспособных образовательных ресурсов (от текстовых до мультимедийных). Разработка таких материалов должна основываться на новейших технологиях, дающих возможность решать такие педагогические задачи, которые невозможно решить традиционными методами.

2). Разработка документации для введения дополнительной составляющей рейтинговой оценки деятельности педагога по итогам учебного года.

3). Разработка критериев и структуры web-сайта  каждого класса лицея.

2. Повышение квалификации и профессиональной подготовки административных и педагогических кадров лицея в области новых информационных и коммуникационных технологий.

 

Изменение качества образования возможно при изменении качества труда педагогических и управленческих кадров, изменении технологий образовательного процесса. Для этого необходимо:

-             наличие специальным образом организованной учебно-информационной среды,

-             обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, современной информационной культуры и компетентности педагогических, административных, управленческих кадров лицея.

Педагог должен:

  • владеть навыками пользователя персонального компьютера, что предполагает:

знание архитектуры персонального компьютера и принципов функционирования;

знание популярных средств и основных приемов работы с документами на персональном компьютере;

  • владение практическими навыками работы в Интернет (знание приемов работы с сервисами Интернет);

-                     эффективно использовать информационные технологии для получения новых знаний в своей предметной области;

-                     применять компьютер для решения задач организационной и контрольной поддержки процесса обучения;

-                     уметь организовывать и проводить электронное общение для получения, обмена и передачи опыта;

-                     дидактически правильно определять соотношение работы традиционными методами обучения и с использованием информационных технологий;

-                     владеть навыками методики создания учебных материалов, в том числе и электронных, с использованием средств новых информационных технологий, а также формировать библиотеку учебных материалов, представленных в электронном виде;

-                     владеть новыми информационными технологиями, позволяющими прогнозировать результаты обучения и обрабатывать результаты педагогического эксперимента;

-                     уметь управлять учебным процессом, в том числе, организовывать помощь и педагогическую коррекцию самообразования ученика;

-                     знать принципы организации и функционирования дистанционного процесса обучения.

В основу системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки должен быть положен принцип многоступенчатого обучения в зависимости от уровня владения технологиями, в основу программ — модульность излагаемых разделов.

Таким образом, система повышения квалификации педагогических и управленческих кадров лицея в области новых информационных и коммуникационных технологий, должна стать неотъемлемой частью системы методической работы лицея и предполагает организацию:

-                     курсовой подготовка в системе методической работы лицея (1-й этап, 2006-07 учебный год);

-                     организации работы на базе ресурсного Центра лицея проблемного семинара по методике использования новых информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе (2006 – 2008 г.г.);

-                     систематического ведения мастер-класса по использованию новых информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе (2006 – 2008 г.г.);

-                     компетентных индивидуальных  консультаций силами ресурсного Центра лицея для всех педагогических работников лицея (с 2006 года);

-                     обобщение передового педагогического опыта работников лицея в области использования новых информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе (3-й этап, 2008-10 г.г.).

 

3.Оснащение лицея средствами информатизации.

Для внедрения современных информационных технологий в повседневную деятельность лицея и обеспечения информационного взаимодействия всех основных участников образовательного процесса необходимо наличие средств информатизации.

Чтобы обеспечить всем участникам образовательного процесса лицея условия для внедрения новых информационных технологий в кратчайшие сроки, необходимо разработать экономически оптимальный комплект средств информатизации.

Новое оборудование необходимо не только (и не столько) на уроках информатики, оно является новым инструментом для работы каждого учителя, создает новую среду, расширяет и изменяет методы и формы обучения.

Учитывая это, наиболее оптимальным будет оснащение  мультимедийного учебного кабинета следующим оборудованием:

Компьютерное оборудование: 1 компьютер — для работы с техникой, указанной в нижестоящих пунктах.

Сетевое и коммуникационное оборудование: сетевая карта, источник бесперебойного питания, подведенный канал связи и так далее   — для обеспечения доступа к информационным ресурсам, размещенным в локальной, региональной и глобальной сетях; применения телекоммуникационных сервисов:

–              электронная почта;

–              обмен сообщениями в режиме реального времени (IСQ, chat);

–              видео и аудио- конференции;

–              передача голосовых сообщений;

–              цифровая телефония и другие сервисы.

Проекционное и мультимедийное оборудование: мультимедиа и графо-проекторы, звуковая карта, колонки, микрофон, наушники,  для использования электронных учебных материалов, таких как электронные учебники и справочники, энциклопедии, видеофильмы, мультимедийные средства, средства тестирования учащихся, электронные лабораторные практикумы и другие.

Периферийное оборудование и оргтехника: сканер, принтер,  и так далее — для подготовки к урокам, разработки раздаточного материала, создания презентаций, слайдов и пр.

Программное обеспечение для ведения образовательного процесса и поддержки аппаратного обеспечения учебного кабинета.

Оснащение учебных кабинетов вышеуказанным оборудованием предполагается производить на всех трех этапах реализации Программы следующим образом:

1-й этап (2006-07 учебный год) – ресурсный центр лицея, медиатека, два кабинета информатики, кабинет начальных классов, кабинет гуманитарных дисциплин, кабинет естественно-научных дисциплин, актовый зал лицея, кабинет изучения математики и информатики.

На первой этапе Программы спроектирована и смонтирована локальная информационно-образовательная компьютерная сеть лицея с выходом в глобальную сеть Интернет.

Таким образом, мы будем иметь информационную среду лицея, включающая в себя локальную сеть с выделенным сервером; коммуникационный узел, который обеспечивает доступ в Интернет; копировально-множительный блок (Копи-центр); рабочее место администратора сети; компьютеры, используемые в учебном процессе; компьютеры администрации  и медиатеки лицея (на базе библиотеки лицея).

Информация из любой точки, описанной информационной среды, либо используется для автоматизации процессов внутри лицея, либо направляется в корпоративную сеть микрорайона (участники сети – родители обучающихся).

С целью оперативного управления всеми структурами лицея и обеспечения внутри лицейских коммуникации реализовано:

-              установка громкоговорящей трансляции по всем помещениям лицея.

-              оборудование лицейской телестудии (монтажная, учебный кабинет)

2-й этап (2007 – 2008 г.г.), предполагается оснащение учебных кабинетов описанным выше комплектом компьютерной  техники и мультимедиа оборудованием.

Оснащение учебного кабинета специальным прикладным программным обеспечением для организации образовательного процесса.

3-й этап (2008 – 2010 г.г.) предполагает создание и решение проблем финансирования сервисной службы обслуживающей средства информатизации лицея.

Администрирование лицейской информационно-образовательной сети включает в себя обширный перечень организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение надежной работы сети лицея, создание условий безопасности, обеспечение простоты управления как сетью в целом, так и отдельными ее звеньями, а также на обеспечение технической поддержки клиентов сети с минимальными затратами.


Список литературы

1.                Бойко Г. М., Дубровская Е. Н. Инновационные технологии, диагностика и управление в условиях информатизации // Образовательные технологии: Межвузовский сборник научных трудов. Воронеж, 2000. С. 124-128.

2.                Бойко Г. М. Программа информатизации школы №  103 // Образование XXI века: инновационные технологии, диагностика и управление в условиях информатизации и гуманизации: материалы Сибирской научно-методической конференции. Красноярск. 1999. С.131-133.

3.                Бойко Г. М., Титова Е. В. Дистанционная проверка знаний: школа – вуз. Опыт дистанционного образования в средней общеобразовательной школе №  103 г. Железногорска.// Образование XXI века: инновационные технологии, диагностика и управление в условиях информатизации и гуманизации: материалы II Всероссийской научно-методической конференции. Красноярск. 2000.С.113-114

4.                Бойко Г. М., Пак Н. И. Об одном методическом подходе к постановке курса информатики в средней школе// Новые информационные технологии в образовании: Всероссийская научно-практическая конференция. Воронеж. 1995.С.30-31.

5.                Пак Н. И. Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации. Монография. Красноярск, КГУ, 1999.

Copyright © 2023 МАОУ «Лицей 44» г. Липецка