Очаровательный, скромный, широко улыбающийся семиклассник Александр Моляков с третьего класса решает школьные задачки методом линейных уравнений.
К четырнадцати годам ученик лицея № 44 – неоднократный победитель престижных всероссийских и международных предметных олимпиад, в числе которых «Математические бои», «Формула единства / „Третье тысячелетие“», олимпиады имени С. Олехника, Л. Эйлера, Московская математическая олимпиада первого уровня и многие другие.
– Математика – красивая наука. Она симметрична, абстрактна, не привязана к конкретным предметам, интересна, – поделился с LipetskMedia Александр Моляков.
– У Экзюпери Маленький принц говорил «Боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр»…
– Наверное, я тоже боюсь. Но математика – это другое: здесь главное не цифры, а путь, который привел к ответу, сама логическая цепочка. В общем,
– С какого класса участвуешь в олимпиадах?
– В принципе, к пятому классу у меня уже был неплохой багаж знаний школьной программы до восьмого класса. Плюс после начальной школы попал в профильный математический класс к педагогу Ольге Евгеньевне Ивановой, начал заниматься в Центре поддержки одаренных детей «Стратегия» у доцента ЛГПУ, кандидата технических наук Григория Алексеевича Воробьева. Все это дало отличный результат: стали ездить в другие города, выступать в возрастных категориях на порядок старше меня. Сейчас в 7 классе выигрываю олимпиады за 9 и 11 классы. В портфолио несколько десятков грамот и дипломов за призовые места.
– Откуда интерес к естественным наукам?
– От родителей, наверное. Они с техническим образованием. Отец окончил питерский университет, неплохо знает алгебру. Кстати, он с детства мучил меня одной задачкой, сначала казавшейся неразрешимой. Но именно она и привела меня к математике.
«В двух домах 20 окон. В первом на четыре больше, чем в другом. Сколько окон в каждом из домов?» Поначалу воспринимал задание как логическую головоломку, подбирал числа. Тогда папа, Роман Александрович, рассказал о решении систем линейных уравнений. Классный метод! Эту же задачу, но с другими условиями научился решать за 10 минут, потом за три. Сейчас и вовсе разбираю в уме.
– Какой же правильный ответ?
– 8 и 12 – четная разница в количестве окон. Есть более простые методы решения, но через систему уравнений, пожалуй, самый понятный. К тому же это еще один пример того, что конечные результат – не главное, главное – процесс решения.
– Ботаном тебя дразнят?
– Никогда не дразнили. Может, лицей у нас хороший, может, я сам неплохой.
– Списывать одноклассникам даешь?
– Даю! (Смеется – прим. автора)
– В математике уже все придумано и решено?
– Нет, далеко не все решено. Многие области науки еще не исследованы. Например, бинарная проблема Гольдбаха, гипотеза Римана.
– У точной науки широкая область применения?
– Да! Только есть математика «бесполезная» – абстрактная, касающаяся невообразимых вещей, как, например, многие разделы теории чисел. Здесь хоть и не даются доказательства научных фактов, но прекрасная игра ума, идей. Мне это особенно нравится. Такая математика неподкупна и заниматься ею можно только из любви к предмету.
– Чем еще интересуешься, если, конечно, остается свободное время?
– Ну, физика ведь не в счет? Хожу в музыкальную школу, где занимаюсь по классу фортепиано. Дополнительно учу английский язык. Люблю зимние виды спорта и неплохо катаюсь на горных лыжах.
– Какую сумму денег назвал бы астрономической?
– Сто миллиардов долларов!
– Жать, что нет Нобелевской премии по математике?
– Зато есть Филдсовская премия, которая вручается раз в четыре года молодым ученым-математикам. Так что мне есть куда расти и к чему стремиться.
Олеся Тимохина