Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Обычная версия
  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей 44»
Версия для слабовидящих

Терминологический словарь

16.09.2010 6819 просмотров

Анализ научной литературы показывает, что за последние десятилетия сложилась определенная система основных терминов, которыми оперируют специалисты в области информационной грамотности и медиаобразования. Вместе с тем, как и в педагогической науке в целом, здесь не существует единой, принятой во всех странах мира терминологии.

Как правило, не только национальные научные школы, но и отдельные ученые разных стран предлагают свои варианты формулировок таких ключевых понятий, как «информационная грамотность», «информационная культура», «информационная компетентность», «информационная компетенция», «медиаобразование», «медиакультура», «медиаграмотность», «медиакомпетентность», «медиапедагогика» и т.д.

Что касается понятий «информационная грамотность» и «медиаграмотность», то они ведут свое начало от терминов «грамотность» и «визуальная грамотность», которые использовались в прошлые десятилетия. В научной литературе встречаются также такие термины, как «технологическая грамотность», «компьютерная грамотность», «информационная культура» и т.д.

Впрочем, многие ученые, преподаватели считают, что медиаграмотность — это часть более широкого и емкого понятия — информационная грамотность. Эта тенденция находит сегодня все больше сторонников, хотя и здесь есть многие терминологические разночтения.

Например, во многих англоязычных странах термин «медиаобразование» (media education) заменяется аналогом — «медиаграмотность» (media literacy). Однако термин «медиаграмотность», как правило, не употребляется во франкофонных (l'education aux medias — медиаобразование), испаноязычных (education para los medios — медиаобразование) или германоязычных (medienpadagogic — медиапедагогика) государствах.

Термин «медиа» происходит от латинского «medium» (средство, посредник), «media» (средства, посредники) и в современном мире повсеместно употребляется как аналог термина СМК — средства массовой коммуникации (печать, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет). При этом в формулировках «медиа», принятых в разных странах, как правило, нет разночтений. Они отличаются только стилистически.

К примеру, британский медиапедагог К.Базэлгэт убеждена, что суть медиаобразования в изучении шести так называемых ключевых понятий: «медийное агентство — источник медийной информации» (media agency), «категория медиа» (media category), «технология медиа» (media technology), «медиаязык» (media language), «аудитория медиа» (media audience), «медийная репрезентация/переосмысление» (media representation).

Впрочем, несмотря на эти разночтения, можно смело утверждать, что самое сильное влияние на формирование западной терминологии, теории и методики медиаобразования, оказал британский ученый Л.Мастерман, считающий, что цель медиаобразования заключается не только в воспитании критического мышления, но и «критической автономии».

С ним полностью согласна американка П.Офдерхейд, полагающая, что медиаграмотность направлена на развитие в человеке «критической автономии относительно медиа. Главное в медиаграмотности широкий спектр информирования в гражданской, социальной, потребительской областях, в отношении эстетического восприятия и творчества».

Похожую трактовку медиаобразованию дает и другой американский педагог и исследователь — Р.Кьюби. Он видит его цель в том, чтобы «дать учащимся понимание того, как и почему медиа отражает общество и людей», но в еще большей степени, чтобы «развивать аналитические способности и критическое мышление по отношению к медиа», плюс изучение языка средств массовой коммуникации.

Терминология российского и зарубежного медиаобразования (на основе работ О.А.Баранова, И.В.Вайсфельда, Л.С.Зазнобиной, И.С.Левшиной, О.Ф.Нечай, С.Н.Пензина, Г.А.Поличко, А.В.Спичкина, А.В.Федорова, Ю.Н.Усова, А.В.Шарикова О. А.Баранов, К.Бэзэлгэт, К.Ворснопа, Л.Мастермана, К.Тайнер, Э.Харта и других медиапедагогов) была впервые обобщена на страницах журнала «Искусство и образование» [Федоров А. В. Терминология медиаобразования//Искусство и образование. 2000. №   2. С.33-38].

  • Автономия критическая (critical autonomy) — сформированная на базе критического мышления независимость суждений и анализа медиатекстов.
  • Агентство медийное (media agency) — организация, занимающееся производством, распространением и продажей медиатекстов (газет, журналов, фильмов, теле/радиопередач, интернет-сайтов, рекламы и т.д.), сбором, обработкой информации.
  • Адресат медиа (addressee for media) — предполагаемая (целевая) аудитория, на которую рассчитан тот или иной медиатекст.
  • Адресат медиаобразования (addressee of media education) — школьник, студент, учитель, преподаватель, работник медиасферы (медиатеки, учебного телевидения и т.д.).
  • Алгоритм развития аудиовизуального восприятия (algorithm of the audiovisual perception development) — последовательный перечень перцептивных действий, неоднократное выполнение которых в системе тренировочных упражнений позволяет овладеть навыками восприятия экранного повествования: выявление единиц экранного повествования; их образное обобщение в результате …
  • Анализ cюжетный/повествовательный (narrative analysis of media and media text) — анализ сюжетов, фабул медиатекстов. Сюжетный анализ тесно связан со структурным, мифологическим, семиотическим и другими видами анализа медиа и медиатекстов (Barthes, 1964; 1965; Berelson, 1984; Gripsrud, 1999; Eco, 1976; Masterman, 1984; Пропп, 1998 и др.).
  • Анализ автобиографический (личностный) (autobiographical analysis of media text) — сопоставление своего жизненного опыта (событий личной жизни, проявлений своего характера в различных ситуациях) с жизненным опытом персонажей и авторов медиатекстов. Данный аналитический подход опирается на ассоциативную память человека (эффект «вспышек памяти») и помогает …
  • Анализ герменевтический культурного медийного контекста (hermeneutic analysis of cultural media context) — исследование процесса интерпретации медиатекста, культурных, исторических факторов, влияющих на точку зрения агентства/автора медиатекста и на точку зрения аудитории. Герменевтический анализ предполагает постижение медиатекста через сопоставление с культурной традицией и …
  • Анализ идентификационный (identification analysis of media and media text) — распознание/идентификация скрытых сообщений в медиатекстах, т.к. медийные агентства часто предлагают упрощенные решения сложных проблем (А.В.Федоров, 2007).
  • Анализ идеологический (ideological analysis of media and media text) — анализ идеологических аспектов медийной сферы. Теоретической базой тут является идеологическая теория медиа. Предполагается, что медиа способны целенаправленно воздействовать на общественное мнение, в том числе в интересах того или иного социального класса, расы или нации. …
  • Анализ иконографический (iconographic analysis of media text) — ассоциативный анализ изображения в медиатексте (например, вода, огонь — как символы чистоты и разрушения), связанный с семиотическим анализом.
  • Анализ культивационный (cultivation analysis of media and media text) — анализ содержания медиа и медиатекстов с опорой на исследование социокультурного контекста и исследования масс-медиа (G.Gerbner). Согласно культивационной теории медиа, аудитория выбирает медиатексты с точки зрения своих взглядов, предпочтений. Отсюда культивационный анализ …
  • Анализ культурной мифологии медиатекста (сultural mythology analysis of media texts) — выявление и анализ мифологизации (в том числе в рамках так называемых фольклорных источников — сказок, «городских легенд» и т.д.) стереотипов фабул, тем, персонажей и т.д. в конкретном медиатексте (А.В.Федоров, 2007).
  • Анализ медиатекста (media text's analysis) — изучение, трактовка медиатекста того или иного вида и жанра. Принято различать следующие виды анализа медиатекстов: контент-анализ, структурный, сюжетный, автобиографический, иконографический, семиотический, идентификационный, идеологический, философский, эстетический, этический,…
  • Анализ персонажей медиатекста (media text's сharacter analysis) — анализ характеров, мотивов поведения, идейных ориентаций, поступков/действий персонажей медийных текстов разных видов и жанров.
  • Анализ семиотический (semiological analysis of media text) — анализ языка знаков и символов в медиатекстах; данный анализ тесно связан с иконографическим анализом. Семиотический анализ медиатекста в учебных целях опирается на семиотическую теорию медиаобразования (semiotic approach, le decodage des medias), обоснованную в трудах таких …
  • Анализ стереотипов медиатекстов (media stereotypes analysis) — выявление и анализ стереотипного изображения людей, идей, событий, сюжетов, тем и т.д. в медиатекстах.
  • Анализ структурный (structural analysis of media and media text) — анализ систем, отношений, форм медиакультуры, структуры медиатекстов. Многие исследования по структурному анализу медиатекстов опираются на работы В.Я.Проппа (В.Пропп, 1976; 1998), Р.Барта (R.Barthes, 1964, 1965), У.Эко (U.Eco, 1976) и др. ученых, связанных с проблемами …
  • Анализ философский (philosophical analysis of media and media text) — анализ философских аспектов медийной сферы и медиатекстов.
  • Анализ эстетический (aesthetical аnalysis of media text) — анализ художественной концепции произведений медиакультуры разных видов и жанров, тесно связан с эстетической (художественной) теорией медиаобразования (aesthetical approach, media as popular arts approach, discriminatory approach) (Halls & Whannel, 1964; Баранов, 2002; Пензин, …
  • Анализ этический (ethical analysis of media and media text) — анализ моральных аспектов в сфере медиа и в медиатекстах. Данный вид анализа опирается на так называемую этическую теорию медиа. Предполагается, что медиа способны формировать определенные этические/моральные принципы аудитории (особенно это касается несовершеннолетних). Из …
  • Аннотация (annotation, abstract) — краткое изложение информации, содержания медиатекста любого вида и жанра.
  • Аппликация (application) — медиатекст, созданный путем наклеивания/наложения на какую-либо поверхность разнородных фрагментов (бумаги, ткани и пр.).
  • Артефакт медийный (media artifact) — медийный художественный объект или медийный дефект.
  • Ассоциация (connotation) — процесс, при котором возникает смысловая связь между образами и представлениями медиатекста.
  • Аудио (audio) — электронная аппаратура, специальные пленки, кассеты и диски, позволяющие записывать и прослушивать аудиотексты в разных форматах.
  • Аудиовосприятие (audio perception) — способность человека к выявлению в медиатексте смысловых, образных взаимосвязей между единицами звукового ряда; ощущение атмосферы чувств, значений, ассоциаций; определение своего отношения к системе взглядов авторов медиатекста (Ю.Н.Усов, 1995).
  • Аудиотекст (audio text) — сообщение (радиопередача, звукозапись и пр.), изложенное в любом виде и жанре, и предназначенное для слухового восприятия аудиторией.
  • Аудитория медийная (media audience) — дифференцированные по различным признакам (возрастным, социальным, образовательным, расовым, гендерным, национальным и др.) группы людей, контактирующих с медиатекстами.
  • Аудитория целевая (target audience) — определенная группа людей, контактирующих с медиатекстами, выделенная медийным агентством по каким-либо признакам (возрастным, социальным, образовательным, расовым, гендерным, национальным и др.) с целью максимального воздействия (например, рекламного).
  • База данных (data base) — систематизированная форма организации и представления разного рода информации (например, в компьютерной сети).
  • Банк данных (data bank) — совокупность баз данных.
  • Безопасность информационная (information safety, information protection) — способность государства, общества, социальной группы, личности обеспечить с требуемой вероятностью достаточные и защищенные информационные ресурсы и потоки для поддержания жизнедеятельности, устойчивого функционирования и развития соответствующего структурного образования. …
  • Безопасность медийная (media safety, media protection) - — способность государства, общества, социальной группы, личности обеспечить достаточные и защищенные медийные ресурсы и потоки для поддержания жизнедеятельности, устойчивого функционирования и развития соответствующего структурного образования. Обеспечение медийной безопасности …
  • Библиотека (library) — частная или публичная коллекция, фонд печатных текстов (в том числе — и в электронном виде, в интернет). Близкие понятия: медиатека, фонотека, фототека, видеотека.
  • Блокбастер (block-buster) - — высокобюджетный медиатекст, ориентированный на большой успех у аудитории и весомую финансовую прибыль.
  • Боевик (action) - — фильм действия (action), ориентированный на большой успех у аудитории и весомую финансовую прибыль.
  • Видео (video) — электронная аппаратура (видеокамера, видеомагнитофон, проектор, монитор и др.), специальные пленки, кассеты и диски, позволяющие записывать и демонстрировать аудиовизуальные медиатексты в разных форматах.
  • Видео-арт (video art) - — искусство создания медиатекстов при помощи видеотехники.
  • Видеоклип (video clip, music video) — короткий аудиовизуальный медиатекст (рекламный, музыкальный и т.д.).
  • Видеопиратство (video piracy) — контрафактное/незаконное тиражирование и демонстрация аудиовизуальных медиатекстов. Близкое понятие: медиапиратство (media piracy).
  • Видеотворчество (video creation) — процесс созидательной деятельности в сфере видеосъемки и его предметные результаты; взаимосвязанные процессы проективной деятельности и видеосъемки (Н.Ф.Хилько, 2000). Близкие понятия: медиатворчество (media creation), аудиовизуальное творчество (audiovisual creation).
  • Видеотека (videotheque, video library) - — частная или публичная коллекция, видеофонд аудиовизуальных текстов. Близкие понятия: медиатека, библиотека, фонотека, фототека.
  • Видеотекст (video text) — аудиовизуальное сообщение, изложенное в любом виде и жанре. Близкие понятия: аудиовизуальный текст (audiovisual text, message), медиатекст (media text, media message).
  • Видеоэкология (video ecology) — раздел духовной экологии, в котором рассматриваются основные принципы видеорепертуара, культуры видеовосприятия; создание своеобразного иммунитета против низкокачественных видеотекстов, приобщение к аудиовизуальной культуре, овладение духовно-нравственными и эстетическими …
  • Вирус компьютерный (computer virus) — специальная компьютерная «хакерская» программа, предназначенная для нанесения вреда нормальной работе компьютерных сетей и персональных компьютеров.
  • Воздействие медийное (media effect) — различного рода (психологическое, этическое, эстетическое, терапевтическое и др.) влияние медиа и медиатекстов на аудиторию.
  • Воспитание аудиовизуальное (audiovisual education) — составная часть художественного, культурологического воспитания, состоящая в совместной деятельности воспитателя и воспитанника и направленная на усвоение аудиовизуальной культуры, изучение закономерностей происхождения, развития и функционирования аудиовизуальной культуры; …
  • Воспитание медийное (media education) - — составная часть художественного, культурологического воспитания, состоящая в совместной деятельности воспитателя и воспитанника и направленная на усвоение медийной культуры, изучение закономерностей происхождения, развития и функционирования медиакультуры; система приобщения к …
  • Восприятие аудиовизуальное (audiovisual perception) — способность человека к выявлению в медиатексте смысловых, образных взаимосвязей между единицами аудиовизуального повествования (событиями, сценами, эпизодами, кадрами, элементами внутрикадровой композиции) ; установления в них закономерностей, конфликтов, кульминаций; ощущение …
  • Восприятие визуальное (visual perception) — способность человека к выявлению в медиатексте смысловых, образных взаимосвязей между единицами визуального повествования; установления в них закономерностей, конфликтов; ощущение атмосферы чувств, значений, ассоциаций; определение своего отношения к системе взглядов авторов …
  • Восприятие зрительное (visual perception) - — способность человека к выявлению в медиатексте смысловых, образных взаимосвязей между единицами визуального повествования; установления в них закономерностей, конфликтов; ощущение атмосферы чувств, значений, ассоциаций; определение своего отношения к системе взглядов авторов …
  • Восприятие медийное (media perception) — способность человека к выявлению в медиатексте смысловых, образных взаимосвязей между единицами повествования (событиями, сценами, эпизодами, кадрами, элементами внутрикадровой композиции) ; установления в них (художественных) закономерностей, конфликтов, кульминаций; ощущение …
  • Восприятие слуховое (audio perception) — способность человека к выявлению смысловых, образных взаимосвязей между единицами звуковой информации; установления в них закономерностей, конфликтов; ощущение атмосферы чувств, значений, ассоциаций; определение своего отношения к звуковой информации.
  • Гиперссылка (hyper link) — элемент электронного документа, используемый для быстрого перехода к другому документу, либо его части.
  • Гипертекст (hyper text) — специальная организация компьютерных, интернетных медиатекстов, позволяющая при нажатии курсора на определенные слова или аудиовизуальные объекты мгновенно переходить на присоединенные к ним ссылки и родственные тексты или объекты.
  • Грамотность компьютерная (computer literacy) — способность использовать компьютерную технику, знание основ информатики, информационных технологий. Близкие понятия: информационная грамотность (information literacy), медиакомпетентность (media competence), медиакопетенция, медийная компетентность, медийная компетенция, …
  • Грамотность аудиовизуальная (audiovisual literacy) — умение анализировать и синтезировать пространственно-временную аудиовизуальную реальность, умение «читать» аудиовизуальный медиатекст, способность использовать аудиовизуальную технику, знание основ аудиовизуальной культуры, то есть результат аудиовизуального образования. Близкие …
  • Грамотность визуальная (visual literacy) - — умение анализировать и синтезировать зрительную реальность, умение «читать» визуальный медиатекст, знание основ визуальной культуры, то есть результат визуального образования. Близкие понятия: медиаграмотность (media literacy), медийная грамотность, медиакомпетентность (media
  • Грамотность медийная (media literacy) — умение анализировать и синтезировать медийную реальность, умение «читать» медиатекст, способность использовать медийную технику, знание основ медиакультуры, то есть результат медиаобразования. Аналоги — медиакомпетентность (media competence), медиакопетенция, медийная …
  • Дайджест (digest) - — сокращенный, адаптированный вариант медиатекста (ов).
  • Дезинформация медийная (media disinformation, misinformation) — медиатекст, содержащий заведомо ложную информацию.
  • Декодирование (decoding) — расшифровка/дешифровка, трактовка информации, содержания медиатекста аудиторией.
  • Диагностика педагогическая в информационной, аудиовизуальной и медиасфере (pedagogical diagnostics in the information, audiovisual and media area) — способы выявления уровней информационной грамотности (information literacy), аудиовизуальной грамотности (audiovisual literacy), медиаграмотности (media literacy), медиакомпетентности (media competence) с применением анкетирования, тестирования, творческих заданий и т.д.
  • Дидактика медиапедагогическая (media didactics) — теория медийного обучения, включающая цели, содержание, организационные формы, способы и средства, помогающие развитию медиаграмотности/ медиакомпетентности. Близкие понятия: медиаобразование, медиаграмотность.
  • Единицы, смысловые части медиатекста (parts of media text's meaning) — события, сцены, эпизоды, кадры, элементы композиции, создающие единый медиатекст.
  • Жанр (genre) — группа медиатекстов, выделенных на основе сходных черт их внутреннего строения (трагедия, комедия, драма, мелодрама, интервью, репортаж и т.д.).
  • Задачи медиаобразования (tasks of media education) — обучить грамотно «читать» медиатекст; развить способности к восприятию и аргументированной оценке информации, развивать самостоятельность суждений, критического мышления, предпочтений, эстетического вкуса; интегрировать знания и умения, получаемые на …
  • Запись монтажная (cutting recording) — последовательная покадровая запись содержания медиатекста, включая номер кадра, крупность плана, движение камеры, содержание кадра — аудиовизуальный ряд, спецэффекты и т.д.
  • Имидж медийный (media image) — специально созданный медийный образ (человека, предмета, явления) с целью популяризации, рекламы и т.д.
  • Имиджмейкер (image maker) — специалист, разрабатывающий медийные образы (человека, предмета, явления) с целью популяризации, рекламы и т.д.
  • Интерактивность медийная (media interactivity) — медиатексты с предусмотренными авторами возможностями для прямой/живой обратной связи, диалога с аудиторий (с помощью телефонной, видео, спутниковой и интернет-связи, компьютерных и видеоигр). Эффективно используется и в процессе интерактивного обучения.
  • Интернет (Internet) — глобальный комплекс компьютерных сетей.
  • Интернет-форум (Internet forum) — массовое представительное собрание в сети Интернет, виртуальная форма общения.
  • Информация (information, message) — сообщение, передаваемое тем или иным способом (устным/звуковым, письменным, визуальным, аудиовизуальным) с помощью условных кодов и технических средств.
  • Искусства аудиовизуальные (audiovisual arts) — искусства, построенные на звукозрительных образах. Близкие понятия: киноискусство (film art), видеоарт (video art), экранные искусства (screen arts), медийные искусства (media arts).
  • Искусства визуальные (visual arts) — искусства, построенные на зрительных образах. Близкие понятия: киноискусство (film art), видеоарт (video art), экранные искусства (screen arts), медийные искусства (media arts).
  • Искусства медийные (media arts) — искусства, построенные на медийных образах (то есть образах, создаваемых средствами (массовой) коммуникации) воспроизведения действительности (средствами печати, фотографии, радио, грамзаписи, кино, телевидения, видеоарта, компьютерной графики и т.д.). Близкие понятия: …
  • Искусства слуховые (audio arts) — искусства, построенные на звуковых, слуховых образах. Близкие понятия: киноискусство (film art), видеоарт (video art), экранные искусства (screen arts), медийные искусства (media arts).
  • Искусства экранные (screen arts) — искусства, построенные на звукозрительных экранных образах. Близкие понятия: киноискусство (film art), видеоарт (video art), аудиовизуальные искусства (audiovisual arts), медийные искусства (media arts).
  • Искусства экранные (аудиовизуальные) (screen (audiovisual) arts) — искусства, основанные на экранной форме воспроизведения действительности (киноискусство, художественное телевидение, видеоарт, компьютерная графика и т.д.).
  • Кадр (shot) — основная единица структуры аудиовизуального произведения, один кусок медиатекста, начинающаяся и заканчивающаяся стыком с другим куском; «установочный кадр» (establishing shot) ; «кадр общего плана» (long shot), «кадр среднего плана» (medium shot).
  • Категория медиа (медийная) (media category) — виды (пресса, телевидение, кинематограф, радио, интернет и др.) медиа и жанры (репортаж, интервью, драма, комедия, портрет, пейзаж и др.) медиатекстов.
  • Киноклуб (film club) — учреждение, включающее комплекс выставочных и кинозалов, студий, фильмотеку и т.п. В рамках киноклубов проходят коллективные обсуждения фильмов (нередко с участием их авторов). Близкие понятия: медиацентр (media center), киноцентр (cinema center), медиаклуб (media club).
  • Кинокритика (film criticism) — область журналистики, творческо-познавательная деятельность, касающаяся как анализа, оценки различного рода аспектов функционирования кинематографа в социуме, так и конкретных кинематографических медиатекстов — фильмов. Близкие понятия — киноведение (film studies), медиакритика (media criticism).
  • Кинообразование (film education) — процесс образования и развития личности средствами и на материале киноискусства с целью формирования культуры общения с экраном, творческих, коммуникативных способностей, умений интерпретации, анализа и оценки кинотекста, обучения различным формам …
  • Кинотекст (film text, film construct) — информационное сообщение, изложенное в любом виде и жанре кинематографа (игровой, документальный, анимационный, учебный, научно-популярный фильм) ;
  • Ключевые понятия медиаобразования (key concepts of media education) — источник медийной информации» (media agency), «категория медиа» (media category), «технология медиа» (media technology), «медиаязык» (media language), «аудитория медиа» (media audience), «медийная репрезентация/переосмысление» (media representation) и др.
  • Код (code) — результат приведения в систему неких условных понятий, чтобы знакомая с «кодом» аудитория могла опираться на него при восприятии, интерпретации и анализе медиатекста (например, марка студии, эмблема и пр.).
  • Коллаж (collage) — использование разностильных объектов и фактур в одном медиатексте.
  • Коммуникативистика (communication studies) — наука, изучающая гуманитарные аспекты коммуникации, развития информационных систем и средств, характер, формы, результаты их воздействия на социум. Близкие понятия: коммуникология, теория коммуникации.
  • Коммуникатор (communicator) — инициатор коммуникативных связей; лицо или группа лиц, создающих и передающих сообщения, медиатексты.
  • Коммуникация (communication) — связь, путь сообщения, общение, передача информации, в том числе — медийной (вербальная, невербальная, визуальная, аудиовизуальная, групповая, массовая, межличностная, внутриличностная, дистанционная, тактильная, контактная, конфликтная, культурная, межкультурная, социальная, …
  • Коммуникация аудиовизуальная (audiovisual communication) — связь, путь сообщения, общение, передача информации, в том числе — медийной; взаимодействие в процессе аудиовизуального, медийного восприятия.
  • Коммуникация визуальная (visual communication) — связь, путь сообщения, общение, передача визуальной информации, в том числе — медийной; взаимодействие в процессе визуального, зрительного восприятия.
  • Коммуникация звуковая (audio communication, sound communication) — связь, путь сообщения, общение, передача звуковой информации, в том числе — медийной; взаимодействие в процессе слухового восприятия.
  • Коммуникация массовая (mass communication) — связь, путь сообщения, общение, передача информации, в том числе — медийной (вербальная, невербальная, визуальная, аудиовизуальная, межличностная, внутриличностная, дистанционная, тактильная, контактная, конфликтная, культурная, межкультурная, социальная, педагогическая и др. …
  • Коммуникация медийная (media communication) — связь, путь сообщения, общение, передача медийной информации; взаимодействие в процессе медийного восприятия.
  • Компетентность медийная (media compentence) — совокупность мотивов, знаний, умений, способностей личности (показатели: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/оценочный, практико-операционный/деятельностный, креативный), способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, …
  • Контент-анализ (сontent аnalysis) — количественный анализ медиатекстов (определение категории медиатекста, систематизация фактов, выводы о типах повествования, символах, языках, формах и т.д.; о том, как часто проявляются те или иные факторы, например, стереотипы в сюжете). Применим также к анализу работы медийных …
  • Культура аудиовизуальная (audiovisual culture) — совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области аудиовизуальных медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории аудиовизуальная культура может выступать системой уровней развития личности …
  • Культура визуальная (visual culture) — совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области визуальных медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории визуальная культура может выступать системой уровней развития личности человека, …
  • Культура медийная (media culture) — совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории медийная культура может выступать системой уровней развития личности человека, способного …
  • Культура медийная массовая (mass media culture) — система производства, распространения, рекламы, продажи относительно несложных для восприятия медиатекстов, рассчитанных на массовую аудиторию. Некоторые теоретики отождествляют массовую и популярную культуру (pop culture).
  • Купирование (crop) — усечение аудиовизуального образа медиатекста.
  • Логотип медийный (media logo) — символическая, стилизованная эмблема медийной фирмы, агентства.
  • Манипуляция медийная (media manipulation) — система приемов и способов медийных воздействий на аудиторию с целью навязывания каких-либо идей, мнений или введения в заблуждение.
  • Маркетинг медийный (media marketing) — стратегия, система управления планированием, финансированием, производством, распространением, анализом возможностей и вкусов потенциальных потребителей, рекламой, ценообразованием и продажей медийных продуктов, медиатекстов, основанная на всестороннем анализе рынка.
  • Марчандайзинг медийный (media merchandising) — часть рекламной компании, включающей выпуск сопутствующих товаров, имеющих отношение к тому или иному медиатексту или медийному событию, их распространение, продажу.
  • Медиа (media): «средства (массовой) коммуникации — технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (автором медиатекста) и объектом (массовой аудиторией).
  • Медиа-арт (media art) — искусство создания медиатекстов при помощи медиатехники.
  • Медиавоздействие (effects, media effects) — воздействие медиатекстов на аудиторию: в сфере воспитания и образования, развития сознания, формирования поведения, взглядов, реакций, откликов, распространения информации и т.д.
  • Медиавосприятие (media perception): восприятие «медиареальности», чувств и мыслей авторов медиатекстов.
  • Медиаграмотность (media literacy) — результат медиаобразования или изучения медиа. Чем больше вы изучаете медиа (с помощью медиа), тем более вы медиаграмотны: медиаграмотность — это способности экспериментирования, интерпретации/анализа и создания медиатекстов» [Worsnop, C. Screening Images: …
  • Медиаграмотность (media literacy) — выступает за то, чтобы человек был активным и медиаграмотным, обладающим развитой способностью к восприятию, созданию, анализу, оценке медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и …
  • Медиаграмотность (media literacy) — результат процесса медиаобразования (media education) [В.Гура, А.Короченский, В.Монастырский, С.Пензин, Л.Усенко, А.Федоров, J.Pungente, I.Rother, D.Suess, Ch.Worsnop].
  • Медиаграмотность (media literacy) — способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения (messages) в различных формах» [Kubey, R. Media Education: Portraits of an Evolving Field. In: Kubey, R. (Ed.) Media Literacy in the Information Age. — New Brunswick & London: …
  • Медиаграмотность (media literacy) — умение анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность, умение «читать» медиатекст.
  • Медиаграмотность (media literacy) призвана помочь людям понимать, создавать и оценивать культурную значимость аудиовизуальных и печатных текстов. Медиаграмотный индивидуум, которым должен иметь возможность стать каждый человек, способен анализировать, оценивать и создавать печатные и электронные …
  • Медиадидактика (media didactics) — теория медийного обучения, включающая цели, содержание, организационные формы, способы и средства, помогающие развитию медиаграмотности/ медиакомпетентности.
  • Медиаизмерения (media measurements) — процесс получения данных о числе, структуре медийной аудитории, предоставляемой в определенном отрезке времени и месте. Измерение телеаудитории, например, основано на получении информации о просмотрах телепередач с помощью специальных приборов-датчиков, присоединенных к …
  • Медиаклуб (media club) — учреждение, включающее комплекс выставочных и медиазалов, студий, медиатеку и т.п. В рамках медиаклубов проходят коллективные обсуждения медиатекстов (нередко с участием их авторов). Медиаклуб, специализирующийся только на кинематографе называется киноклубом (film club). Близкие …
  • Медиакомпетентность личности (media competence of personality) — совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/оценочный, практико-операционный/деятельностный, креативный), способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, …
  • Медиакомпетентность педагога (media competence of educator) — совокупность его мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, информационный, методический, практико-операционный/деятельностный, креативный), способствующих медиаобразовательной деятельности в аудитории различного возраста [Федоров, 2007].
  • Медиакритика (media criticism) — область журналистики, творческо-познавательная деятельность, в ходе которой осуществляется критическое познание и оценка социально значимых, актуальных творческих, профессионально-этических аспектов информационного производства в средствах массовой информации с акцентом на …
  • Медиакультура (media culture) — совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории «медиакультура» или «аудиовизуальная культура» может выступать системой …
  • Медиалогия (media studies) — наука, изучающая гуманитарные аспекты развития медиа, характер, формы, результаты их воздействия на социум.
  • Медиамузыка (media music) — музыка, специально созданная для звукового оформления вещания посредством радио, телевидения, кинематографа, Интернета и т. п. (А.В.Чернышов, 2008).
  • Медиаобразование (media education) — изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа. Медиаобразование связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания (тогда …
  • Медиаобразование (media education) связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с …
  • Медиаобразование (media education) — направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной …
  • Медиаобразование (media education) — процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, …
  • Медиапедагог (media educator) — специалист по теории и практике в области медиаобразования.
  • Медиапедагогика (media pedagogy) — наука о медиаобразовании и медиаграмотности. Раскрывает закономерности развития личности в процессе медиаобразования.
  • Медиапиратство (media piracy) — контрофактное/незаконное тиражирование, демонстрация, продажа медиатекстов. Близкое понятие: видеопиратство (video piracy).
  • Медиапланирование (media planning) — умение с учетом требований экономности и эффективности расходуемых средств планировать размещение рекламы в тех или иных медиа.
  • Медиапсихология (media psychology) — специальная отрасль психологии, исследующая психологические закономерности процессов функционирования медиа в социуме и психологические аспекты содержания медиатекстов разных видов и жанров.
  • Медиатворчество (media creation) — процесс созидательной деятельности в медийной сфере и его предметные результаты; взаимосвязанные процессы проективной деятельности и производства медиатекстов (Н.Ф.Хилько, 2000).
  • Медиатека (media library, mediateque) — учреждение или структурное подразделение учреждения, включающее совокупность фонда медиатекстов на любых носителях и разнообразных информационных, технических средств, мультимедиа; располагает комплексом оборудования для хранения и восприятия медиатекстов различных видов и на …
  • Медиатекст (media text, media construct) — информационное сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.).
  • Медиатерроризм (media terrorism) — целенаправленное, планомерное, систематическое использование возможностей средств массовой информации (масс-медиа) для создания и тиражирования чувств страха (ужаса, беспокойства, тревоги) и распространения их в информационном пространстве в целях манипулирования общественным …
  • Медиацентр (media center) — учреждение, включающее комплекс выставочных и кино/видеозалов, студий, офисов медийных фирм, медиатеку и т.п. Медиацентр, специализирующийся только на кинематографе называется киноцентром (cinema center).
  • Медиаэкология (media ecology) — раздел духовной экологии, в котором рассматриваются основные принципы медийного репертуара, культуры медиавосприятия; создание своеобразного иммунитета против низкокачественных медиатекстов, приобщение к медиакультуре, овладение духовно-нравственными и эстетическими критериями …
  • Медийные искусства (media arts) — искусства, основанные на медиаформе (то есть форме средств массовой коммуникации) воспроизведения действительности (средствами печати, фотографии, радио, грамзаписи, кино, телевидения, видеоарта, компьютерной графики и т.д.).
  • Методика медиаобразования (methodology of media education) — процесс обучения основам медиакультуры в плане содержания данного образования и деятельности педагога и ученика, с учетом, вариативности, импровизации, диалогической формы преподавания и учения и требований к составляющим образовательного процесса.
  • Методы медиаобразования (methods of media education): способы работы педагога и ученика, при помощи которого достигаются цели медиаобразования. Типичные методы: словесные (рассказ, лекция, беседа, взаимообогащающий диалог, обсуждение, анализ, дискуссия и т.д.) ; наглядные (просмотр аудиовизуального …
  • Модели коммуникации (communication models) — социологические, психологические, семиотические, культурологические, эстетические, образовательные, воспитательные, этические и др., основанные на сложном взаимодействии коммуникатора и реципиента (пользователя, аудитории).
  • Модели медиаобразования (media education models) — образовательно-информационные (изучение теории и истории, языка медиакультуры и т.д.), опирающиеся в основном на культурологическую, эстетическую, семиотическую, социокультурную теории медиаобразования (подробный анализ такого рода теорий см.: А.В.Федоров, 2001, A.Fedorov, …
  • Мониторинг медийный (media monitoring) — система сбора информации, социологических данных о медиа и медийной аудитории (регулярные наблюдения, опросы, тестирования, прогнозы, оценки).
  • Монтаж (montage, cutting, cut) — процесс создания медиатекста путем «сборки», «склеивания» единого целого из отдельно взятых фрагментов.
  • Музыка медийная (media music) — музыка, специально созданная для звукового оформления вещания посредством радио, телевидения, кинематографа, Интернета и т. п. (А.В.Чернышов, 2008).
  • Мультимедиа (multimedia) — комплекс технических/ компьютерных/программных средств, синтезирующий, часто в интерактивном режиме, текст, изображение и звук.
  • Мышление аудиовизуальное (audiovisual thinking) — творческая деятельность, основанная на эмоционально-смысловом соотнесении и образных обобщениях частей аудиовизуального текста.
  • Мышление визуальное (visual thinking) — творческая деятельность, основанная на эмоционально-смысловом соотнесении и образных обобщениях частей визуального текста.
  • Мышление критическое (critical thinking) — аналитический процесс, основанный на развитом «аудиовизуальном восприятии“ и »аудиовизуальном мышлении“. Данный процесс приводит к интерпретации и оценке смысла (в том числе и “зашифрованного») медиатекста.
  • Мышление критическое (critical thinking) — по отношению к системе медиа и медиатекстам — аналитический процесс, основанный на развитом аудиовизуальном восприятии и мышлении. Данный процесс приводит к интерпретации и оценке смысла (в том числе и зашифрованного) медиатекста.
  • Мышление критическое творческое по отношению к системе медиа и медиатекстам (critical creative thinking about media and media texts) сложный рефлексивный процесс мышления, который включает ассоциативное восприятие, синтез, анализ и оценку механизмов функционирования медиа в социуме и медиатекстов (информации/сообщений), в сочетании с аудиовизуальным …
  • Обозначение (denotation) — процесс, когда те или иные значения задаются медиатекстом.
  • Образ аудиовизуальный (audiovisual image) — материализация авторского замысла в конкретной аудиовизуальной, пространственно-временной форме аудиовизуального повествования.
  • Образ медийный (media image) — материализация авторского замысла в конкретной аудиовизуальной, пространственно-временной форме медийного повествования.
  • Образ экранный (screen image) — материализация авторского замысла в конкретной аудиовизуальной, пространственно-временной форме экранного повествования.
  • Образование/обучение аудиовизуальное (audiovisual education) — процесс развития личности с помощью и на материале аудиовизуальных средств (массовой) коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и …
  • Образование/обучение дистанционное (distance education) — учебный процесс с применением компьютерных сетей, интернета, электронной почты, мультимедиа, позволяющий преподавателям и учащимся находится на значительном расстоянии друг от друга.
  • Образование/обучение медийное (media education) — процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, …
  • Общество информационное (information society) — ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП), возникновением глобального информационного пространства, обеспечивающего …
  • Память виртуальная (virtual memory) — комплекс программ и запоминающих устройств в компьютере.
  • Педагогика медийная (media pedagogy) — специальная отрасль педагогики, то есть наука о медиаобразовании и медиаграмотности. Раскрывает закономерности развития личности в процессе медиаобразования.
  • Перцепция аудиовизуальная (audiovisual perception) — см. восприятие аудиовизуальное.
  • Перцепция визуальная (visual perception) — см. восприятие визуальное.
  • Перцепция медийная (media perception) — см. восприятие медийное.
  • План (frame) — масштаб изображения (общий, средний, крупный, деталь) ; «установочный план» — «крупный план» — close-up.
  • Показатели развития медиаграмотности/медиакомпетентности аудитории (audience media literacy/competence levels): — 1) мотивационный (мотивы контакта с медиатекстами: жанровые, тематические, эмоциональные, гносеологические, гедонистические, психологические, моральные, интеллектуальные, эстетические, терапевтические и др.) ; 2) контактный (частота общения/контакта с произведениями …
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности (levels of development of the professional knowledge and skills necessary for teachers' media education activity): — 1) мотивационный (мотивы медиаобразовательной деятельности: эмоциональные, гносеологические, гедонистические, нравственные, эстетические и др.; стремление к совершенствованию своих знаний и умений в области медиаобразования) ; 2) информационный (уровень информированности, …
  • Понятия медиаобразования ключевые/основные (key concepts of media education) — источник медийной информации, медийное агентство (media agency), категория медиа (media category), технология медиа (media technology), медиаязык (media language), аудитория медиа (media audience), медийная репрезентация/переосмысление (media representation) и др.
  • Портфолио (portfolio) — систематизированный набор медиатекстов, объединенных по тематическому, хронологическому или иному принципу. Эффективно применяется в процессе информационного и медиаобразования.
  • Предмет медиаобразования (subject of media education) — взаимодействие человека с медиа, медиаязык и его использование в социуме, медиа и его функционирование в социуме, система знаний и умений, необходимых человеку для полноценного восприятия и анализа медиатекстов, для социокультурного развития творческой личности.
  • Предубеждения медийные (media bias) — предпочтения какой-либо точки зрения, предрассудки относительно медиатекстов, их влияния на аудиторию, их роли в обществе и т.д.
  • Принципы медиаобразования (media education principles) (Masterman, 1998): — медиаобразование — это серьезная и важная область, связанная с большинством социальных структур демократического общества; — центральная концепция медиаобразования — переосмысление/репрезентация. Медиа не отражают реальность, а переосмысляют/представляют …
  • Пропаганда медийная (media propaganda) — система приемов и способов медийных воздействий на аудиторию с целью активного, наступательного навязывания каких-либо идей, мнений, суждений.
  • Пространство медиаобразовательное (media education space) — реальность, организованная и управляемая единой выработанной концепцией, подходами и механизмами реализации общей стратегии формирования, развития и достижения целей повышения культурного, медиаобразовательного и профессионального уровней субъектов, объединенных на единой …
  • Психология медийная (media psychology) — специальная отрасль психологии, исследующая психологические закономерности процессов функционирования медиа в социуме и психологические аспекты содержания медиатекстов разных видов и жанров.
  • Ракурс (angle) — угол съемки, угол «зрения» камеры по отношению к изображаемому объекту.
  • Раскадровка (storyboard) — покадровое планирование экранного медиатекста на предварительной стадии его создания.
  • Реальность виртуальная (virtual reality) — репрезентация/переосмысление реального мира с помощью компьютера и мультимедийных средств.
  • Репрезентация медийная (media representation) — переосмысление, трактовка реальности в медиатексте.
  • Ресурс информационно-образовательный (ИОР) (information education resource) — наиболее широкое понятие, охватывающее различные виды ин“формационных ресурсов (в отличие от ресурсов материальных), используемых в образовании. Примерами информационных ресур»сов являются: учебник, видеофильм, редактор текста, еженедельная телевизионная передача и т.д.
  • Ресурс цифровой образовательный (ЦОР) (digital educational resource) — информационный образовательный ресурс, хранимый и пере“даваемый в цифровой форме, наиболее общее понятие, относяще“еся к цифровому информационному объекту, предназначенному для использования в образовании. Таким объектом может быть ци»фровой видеофильм, редактор звуковых файлов, …
  • Ресурс электронно-образовательный (ЭОР) (electronic educational resource) — информационный образовательный ресурс, хранимый и пере“даваемый в электронной форме, наиболее общее понятие, относяще»еся к электронному информационному объекту, предназначенному для использования в образовании.
  • Ритм (rhythm) — одно из средств формообразования в медиатексте, основанное на закономерной повторяемости в пространстве или во времени неких элементов через соизмеримые интервалы.
  • Символ (symbol) — условный знак, обозначающий иной смысл, образ предмета, который имеет несколько значений.
  • Смысловые части (единицы) медиатекста (parts of media text's meaning) — события, сцены, эпизоды, кадры, элементы композиции, создающие единый медиатекст.
  • Сообщение медийное (media message) — информация, переданная по медийным каналам.
  • Среда медиаобразовательная (media educational environment) — многоаспектная целостная, социально-психологическая медийная реальность, предоставляющая совокупность необходимых психолого-педагогических условий, современных технологий обучения и программно-методических средств обучения, построенных на основе современных информационных и …
  • Среда медийная (media environment) — совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи медиатекстов, обеспечивающих определенный режим работы и условия выполнения ее задач; реальность, в которую погружаются люди, находящиеся в контакте с медиа.
  • Средства массовой информации — технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения и распространения информации для массовой аудитории.
  • Средства массовой коммуникации (mass media) — технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (коммуникантом) и объектом (коммуникатором) ;
  • Средства обучения аудиовизуальные (audiovisual educational media) — технические средства и медиатексты, предназначенные для зрительного и слухового воздействия и восприятия в образовательном процессе.
  • Средства обучения визуальные (visual educational media) — технические средства и визуальные тексты, предназначенные для зрительного воздействия и восприятия в образовательном процессе.
  • Средства обучения звуковые (audio educational media) — технические средства и медиатексты, предназначенные для слухового воздействия и восприятия в образовательном процессе.
  • Стереотипы медийные (от греческих слов stereos — твердый и typos — отпечаток) (media stereotypes) — схематичные, усредненные, привычные, стабильные представления о жанрах, социальных процессах/событиях, идеях, людях, доминирующих в медиатекстах, рассчитанных на массовую аудиторию.
  • Сцена (scene) — часть медиатекста, ограниченная местом действия.
  • Сценарий (script, scenario) — литературная основа медиатекста.
  • Сюжет (subject; topic) — содержание действия, «осмысленная фабула» медиатекста.
  • Творчество аудийное (audio creation) — процесс созидательной деятельности в аудиосфере, основанный на использовании образов звукового ряда, и его предметные результаты (Н.Ф.Хилько, 2000).
  • Творчество аудиовизуальное (audiovisual creation) — процесс созидательной деятельности в аудиовизуальной сфере, основанный на использовании образов звукозрительного ряда, и его предметные результаты (Н.Ф.Хилько, 2000).
  • Творчество визуальное (visual creation) — процесс созидательной деятельности в визуальной сфере, основанный на использовании образов зрительного ряда, и его предметные результаты (Н.Ф.Хилько, 2000).
  • Творчество медийное (media creation) — процесс созидательной деятельности в медиасфере, основанный на использовании образов медийного ряда, и его предметные результаты (Н.Ф.Хилько, 2000).
  • Текст аудийный (audio text) — сообщение, изложенное в любом виде и жанре, и предназначенное для слухового восприятия аудиторией.
  • Текст аудиовизуальный (audiovisual text) — сообщение (телепередача, видеоклип, фильм и пр.), изложенное в любом виде и жанре, и предназначенное для одновременного зрительного и слухового восприятия аудиторией.
  • Текст визуальный (visual text) — сообщение (фотография, немой фильм, плакат и др.), изложенное в любом виде и жанре, и предназначенное только для зрительного восприятия аудиторией.
  • Текст медийный (media text) — сообщение (телепередача, видеоклип, фильм и пр.), изложенное в любом виде и жанре медиа, и предназначенное для одновременного зрительного и слухового восприятия аудиторией.
  • Тема (theme) — жизненный материал медиатекста.
  • Теория медиаобразования теологическая/религиозная (theological approach) — Теоретической базой здесь является близкая к этической теологическая теория медиа. Предполагается, что медиа способны формировать определенные духовные, этические/моральные, ценностные принципы аудитории (особенно это касается несовершеннолетних). Из этого вытекает главная …
  • Теория медиаобразования идеологическая (ideological approach) — Теоретической базой тут является идеологическая теория медиа. Предполагается, что медиа способны целенаправленно манипулировать общественным мнением, в том числе в интересах того или иного социального класса, расы или нации. Несовершеннолетняя аудитория становится самой легкой …
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории (uses and gratifications approach) — Теоретической основой здесь служит теория «потребления и удовлетворения» в области медиа. Имеется в виду, что влияние медиа на аудиторию ограничено, учащиеся могут сами правильно выбрать и оценить медиатекст в соответствии со своими потребностями. Следовательно, приоритетная …
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления» (critical thinking approach, critical autonomy approach, critical democratic approach, le jugement critique, l'esprit critique, representational paradigm) — Термин «критическое мышление» определяется Американской философской ассоциацией (APA) следующим образом: «целеустремленное, саморегулирующееся суждение, которое завершается интерпретацией, анализом, оценкой и интерактивностью, также как объяснением очевидных, концептуальных, …
  • Теория медиаобразования культурологическая (cultural studies approach) — В качестве теоретической основы здесь используется культурологическая теория медиа. Утверждается, что медиа, скорее, предлагают, чем навязывают интерпретацию медиатекстов. Аудитория всегда находится в процессе диалога с медиатекстами и их оценивания (Piette & Giroux, 1997). …
  • Теория медиаобразования практико-ориентированная (practical approach, technology approach, hands-on making approach) — Известна также под названием «медиаобразование как “таблица умножения» (то есть имеется в виду, что практическое умение работать с медийной аппаратурой учащимся надо знать также хорошо, как таблицу умножения). Теоретической базой здесь служит адаптированная теория «потребления …
  • Теория медиаобразования протекционистская ( «инъекционная», «защитная», «прививочная») (protectionist approach, inoculatory approach, inoculative approach, hypodermic needle approach, civil defense approach, l'approche vaccinatoire) — Ее основа — «инъекционная» теория медиа. Данную теорию часто называют также «протекционистской» (предохранительной от вредных воздействий медиа), «теорией гражданской защиты» (то есть опять-таки защиты от медиа) или теорией «культурных ценностей» (имеется в виду, что …
  • Теория медиаобразования семиотическая (semiotic approach, le decodage des medias) — Эта теория опирается на труды теоретиков медиа семитического (структуралистского) направления, как Р.Барт (R.Barthes, 1964; К.Metz, 1964 и др.). Медиапедагоги-“семиотики» утверждают, что медиа часто стремятся завуалировать многозначный знаковый характер своих текстов, а это …
  • Теория медиаобразования социокультурная (social and cultural approach) — теория, теоретическая база которой основана на двух компонентах — культурологическом (необходимость образования как результат развития медиакультуры) и социологическом (как результат осознания в педагогике значимости социальной роли медиа). Основные положения социокультурной …
  • Теория медиаобразования экологическая (ecologic approach, therapy approach) — Эта теория опирается на труды известных ученых экологов и философов (В.И.Вернадского, Л.Н.Гумилева и др.). Медиапедагоги-“экологи» убеждены, что необходимо развитие экологии медийного восприятия как составной части медиаграмотности человека, предполагающей терапевтическую …
  • Теория медиаобразования эстетическая (художественная) (aesthetical approach, media as popular arts approach, discriminatory approach) — Теоретическая база здесь во многом совпадает с культурологической теорией медиаобразования. Однако главная цель медиаобразования видится в том, чтобы помочь аудитории понять основные законы и язык спектра медиатекстов, имеющих прямое отношение к искусству, развить …
  • Теория медиаобразования этическая (ethic approach, moral approach) — Теоретической базой здесь является этическая теория медиа. Предполагается, что медиа способны формировать определенные этические/моральные принципы аудитории (особенно это касается несовершеннолетних). Из этого вытекает главная цель этического медиаобразования: приобщить …
  • Терроризм медийный (media terrorism) — целенаправленное, планомерное, систематическое использование возможностей средств массовой информации (масс-медиа) для создания и тиражирования чувств страха (ужаса, беспокойства, тревоги) и распространения их в информационном пространстве в целях манипулирования общественным …
  • Технологии аудиовизуальные (visual technologies) — совокупность методов, аудиовизуальных средств, обеспечивающих осуществление сбора, хранения, переработки и передачи аудиовизуальной информации.
  • Технологии коммуникационные (communication technologies) — технологии, предназначенные для обеспечения оперативной связи и доступа к информационным ресурсам в любой отрасли знаний без ограничения по объему и скорости.
  • Технологии медийные (media technologies) — способы создания медиатекстов с помощью комплекса медиатехники.
  • Технологии мультимедийные (multimedia technologies) — способы подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций под единым управлением интерактивного программного обеспечения (М.Кирмайер). Под средствами мультимедиа понимают комплекс аппаратных и программных средств, …
  • Технологии обучения аудиовизуальные (audiovisual educational technologies) — способы построения деятельности с применением аудиовизуальных средств для достижения педагогических целей.
  • Технологии обучения компьютерные (computer educational technologies) — совокупность методов, приемов, способов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, …
  • Технологии обучения медийные (media educational technologies) — способы построения деятельности с применением медиа для достижения педагогических целей.
  • Условность медиатекста (convention) — элементы кода, общепринятый способ извещения о специфическом значении той или иной части медиатекста.
  • Фабула (plot, story) — цепь событий в сюжете медиатекста.
  • Фандрайзинг медийный (media fundrising) — формирование бюджета медийного проекта из различных источников (государственных, спонсорских, грантовых, личных и пр.).
  • Фильмотека (film library) — частная или публичная коллекция, фильмофонд (в том числе и в электронном виде, в интернете). Близкие понятия: библиотека, медиатека, фонотека, фототека, видеотека.
  • Фокус-группа медийная (media focus group) — выбранная по определенным признакам аудитория для изучения реакции на ту или иную информацию, медиатекст. Методы сбора данных о реакциях, мнениях фокус-группы зависят от конкретных целей исследования.
  • Фонотека (sound library) — частная или публичная коллекция, фонд звуковых текстов (в том числе и в электронном виде, в интернете). Близкие понятия: библиотека, медиатека, фонотека, фототека, видеотека.
  • Формы медиаобразования (forms of media education): интеграция в традиционные учебные предметы, автономные курсы, кружки, медиа/киностудии, медиа/киноклубы и др.
  • Фототека (photo library) — частная или публичная коллекция, фонд фотографий, слайдов (в том числе и в электронном виде, в интернете). Близкие понятия: библиотека, медиатека, фототека, видеотека.
  • Фраза монтажная (cutting phrase) — последовательность кадров, объединенных общим смыслом.
  • Функции коммуникации (communication functions) — информационная, познавательная, социальная, психологическая, регулятивная, воздействующая, культурологическая, прогностическая, манипулятивная, развлекательная и др.
  • Функции медиакритики (media criticism functions) — информационно-коммуникативная, просветительская, познавательная, регулятивная, коррекционная, социально-организаторская, коммерческая, культурологическая, манипулятивная и др.
  • Функции медиаобразования (media education functions) — информационно-коммуникативная, просветительская, познавательная, коррекционная, социальная, психологическая, культурологическая, эстетическая, этическая, практико-ориентированная и др.
  • Функции медийные (media functions) — информационная, познавательная, социальная, психологическая, регулятивная, воздействующая, культурологическая, прогностическая, манипулятивная, развлекательная и др.
  • Чат (chat) — сетевая форма общения on-line.
  • Экология медийная (media ecology) — раздел духовной экологии, в котором рассматриваются основные принципы медийного репертуара, культуры медиавосприятия; создание своеобразного иммунитета против низкокачественных медиатекстов, приобщение к медиакультуре, овладение духовно-нравственными и эстетическими критериями …
  • Эпизод (episode) — часть медиатекста, состоящая из одной или нескольких сцен, которые объединены общей темой, общим конфликтом.
  • Эффект медийный (media effect) — различного рода (психологическое, этическое, эстетическое, терапевтическое и др.) воздействие, влияние медиа и медиатекстов на аудиторию. Аналог: медийное воздействие.
  • Язык аудийный (audio language) — комплекс средств и приемов аудиовыразительности и коммуникации.
  • Язык аудиовизуальный (audiovisual language) — комплекс средств и приемов аудиовизуальной выразительности и коммуникации.
  • Язык визуальный (visual language) — комплекс средств и приемов визуальной выразительности и коммуникации.
  • Язык коммуникации (communication language) — комплекс средств и приемов общения.
  • Язык медиа (discourse, media language) — комплекс средств и приемов экранной выразительности.
  • Язык медийный (media language) — комплекс средств и приемов медийной выразительности и коммуникации.

Copyright © 2023 МАОУ «Лицей 44» г. Липецка