- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей 44»
Я.Н. Засурский
Все это делает значение медиаобразования чрезвычайно актуальным, постоянно повышая роль международного сотрудничества и обмена опытом. Какие же социальные силы могут и должны искать пути объединения усилий в сфере создания информационной безопасности молодежи? Во всех странах к числу лиц и организаций, действующих в сфере медиаобразования, относятся:
В странах с коммерчески ориентированными медиасистемами или СМИ, находящимися в сильной зависимости от развлекательной телепродукции иностранного производства, необходимость в медиаобразовании еще выше. Но и здесь необходимо тесное сотрудничество между образовательными учреждениями и медиаиндустрией.
Вектор медиаобразования
Опасности, исходящие от СМИ, в разных странах и культурах определялись по-разному. В Великобритании заботой медиапросветителей была культурная сторона. В этой стране считалось, что СМИ представляют «низкую» культуру, которая может разрушить у детей ценности «высокой культуры». В США фокус был направлен в сторону морали: там существовали опасения в том, что СМИ могут привить детям ценности и поведение, неприемлемые для них. Наконец, в 1970-х годах медиаобразование приобрело еще один аспект — политический. Сложилось представление о том, что СМИ ответственны за формирование политических взглядов и верований.
Таким образом, традиционное медиаобразование выдвигало следующие цели воспитания детей:
Правда, во многих странах наблюдается тенденция к более открытому подходу, преодолевающему чистый протекционизм (Великобритания, Австралия, Скандинавия). Медиаобразование больше не рассматривается только как оппозиция студенческому опыту в СМИ. Оно представляет собой комбинированную форму защиты и подготовки, мотивирующие молодых людей на принятие осознанных решений по собственному выбору. Медиаобразование предполагает развитие понимания СМИ среди молодежи, которое, в свою очередь ведет, к осознанному участию, к вовлеченности в окружающую их медиакультуру.
Тема занятия | Изучаемые проблемы |
Агенты СМИ: кто действует в процессе коммуникации, что передается и почему? | Кто производит текст, роли в процессе производства, институты СМИ. Экономика и идеология, намерения и результаты |
Категории СМИ: каковы типы содержания СМИ? | Различные СМИ (ТВ, радио, кино и т.д.), формы (документальные=информационные, рекламные), жанры (научная фантастика, мыльная опера), другие способы классификации текстов, как классификация текстов соотносится с их пониманием. |
Технологии СМИ: как производятся СМИ? | Какие технологии и кому доступны, как их использовать, различия, которые возникают между СМИ в производственном процессе и на стадии конечного результата. |
Язык СМИ: как мы узнаем, что означает содержание СМИ? | Как СМИ производят значения, коды и условности, текстовые структуры |
Аудитории СМИ: кто получает содержание СМИ и каковы результаты этого? | Как аудитории определяются, конструируются, как к ним адресоваться и достигать их, как аудитории находят, отбирают, потребляют и отвечают на содержание СМИ |
Репрезентация действительности в СМИ: как СМИ представляют свои субъекты? | Отношения между содержанием СМИ и реальными событиями, людьми, идеями, стереотипизация и ее последствия |
Элементы стратегии
В странах с переходной экономикой, в том числе и в России, социально-экономические перемены глубоко затронули СМИ, значительно изменив их роль и функции в обществе, влияние на аудиторию и формы медиапотребления. В постсоциалистических странах политическая свобода привела не только к бурному количественному росту средств массовой информации, но и к появлению новых трудностей в восприятии медиа обществом. Плюрализм политических взглядов в СМИ не только вызвал появление разнообразия в содержании, но и стимулировал острые политические медиадебаты, перерастающие в непримиримые информационные войны. СМИ воспринимаются российским обществом, в особенности политической элитой, как инструмент манипулирования электоратом, как средство формирования необходимого для политических и финансовых элит общественного мнения. Это вызывает у российской аудитории, привыкшей верить СМИ, противоречивые чувства — от возмущения и протеста до растерянности, от политической апатии до полного отказа от пользования СМИ. Отягчающим моментом является затяжной экономический кризис, приводящий к сокращению семейных затрат на СМИ. В настоящее время только небольшая часть населения может позволить покупать или подписываться на газеты и журналы, приобретать современную бытовую технику (телевизоры или компьютеры), пользоваться интернетом.
Все это определяет особую актуальность и необходимость медиаобразования не только для детей, но и для различных групп россиян. Исходя из этого, при формировании основ российского медиаобразования необходимо разделить его на взаимосвязанные, но отличающиеся друг от друга модели. Поэтому российский модуль медиаобразования должен сочетать в себе две основные характеристики — гибкость и универсальность.
Российский модуль: программы и модели
Кафедра ЮНЕСКО факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в 2001 году начала работу по созданию и реализации российской программы медиаобразования. Созданный нами российский модуль представляет собой комплекс программ, рассчитанных на разные уровни овладения знаниями о СМИ и навыками пользования ими. В связи с этим предлагается 4 уровня российского медиаобразования, представленные следующими самостоятельными программами:Модель | Целевая аудитория | Программа |
Модель 1: Непрерывное образование |
Широкая общественность | Программа 1 |
Модель 2: Школьное образование |
Старшие группы детских садов, школьники, учащиеся средних специальных учебных заведений | Программы 1-4 |
Модель 3: Высшее образование |
Студенты университетов и ВУЗов | Программы 1-4 |
Модель 4: Образование для неблагополучных групп населения |
Низкооплачиваемые, Матери-одиночки, инвалиды, пенсионеры | Программы 1, 2 |
Модель 5: Образование для воспитателей |
Учителя школ, преподаватели ВУЗов и других учебных заведений, воспитатели детских учреждений, библиотекари, родители | Программы 1-4 (с добавлением курса «Методика преподавания») |
Программа 3: Осознанное участие в СМИ
Раздел 1. Участие в СМИ (все — под руководством преподавателей)
Подготовка основных типов медиатекстов: информационное сообщение — новость, репортаж, интервью, комментарий, рецензия (реферат)
Подготовка макета для печатного издания
Работа над радиопрограммой (сценарий, запись)
Работа над телепрограммой (сценарий, запись)
Раздел 2. Навыки
Практическое применение навыков программы 2.
Создание индивидуальной страницы в интернете под руководством преподавателя
Программа 4: Развитие медиатворчества (включая умение самостоятельно создавать СМИ)
Раздел 1. Создание учебных СМИ (все — самостоятельно)
Планирование и выпуск номера печатного издания
Планирование и выпуск радиопередачи
Планирование и выпуск телепередачи
Создание интернет-СМИ
Раздел 2. Навыки
Закрепление и развитие полученные навыков (программы 1-3)
Формы общения преподавателя со слушателями — круглый стол, дискуссия на заданную тему, публичный диспут.
С этой целью реализацию российского модуля медиаобразования предлагается осуществлять как на уровне различных образовательных институтов, так и через СМИ, прежде всего государственные и муниципальные телевидение и радио.
Медиаобразование необходимо встраивать в учебные программы и учебные планы средних школ, средних специальных учебных заведений и ВУЗов. Это может быть реализовано как в форме отдельных уроков, так и в виде специальных или обязательных курсов. В рамках таких образовательных курсов можно также развивать игровые формы преподавания для малышей, кружки и факультативы для учащихся всех уровней образования. Система непрерывного образования, а также образование воспитателей может базироваться на факультетах и отделениях журналистики университетов (ВУЗов). Это должно быть дополнено созданием специализированных центров медиаобразования на базе библиотек, центров культуры и досуга. Важную роль могут сыграть также специализированные интернет-кафе, предлагающие в качестве бесплатной услуги обучение пользованию глобальной сетью.
В целях широкомасштабной реализации программ медиаобразования необходима координация усилий различных социальных сил, которые могли бы договориться об общих целях и совместных подходах в этой сфере. Необходима двухступенчатая общенациональная стратегия, поддерживаемая Министерством высшего образования, которая должна включать в себя:
Проходящая в настоящее время при поддержке ЮНЕСКО конференция «Медиаобразование в XXI веке» может стать реальным шагом вперед в развитии российского модуля медиаобразования и в формировании рационально критического отношения аудитории к деятельности СМИ. Мы предлагаем договориться о совместных целях в сфере медиаобразования и определить основные направления сотрудничества факультетов и школ журналистики, которые включали бы в себя:
Первое занятие. Основные понятияЧто такое средства массовой информации. Зачем они нужны человеку и обществу. Нужны ли СМИ школьнику? Почему?
Категории СМИ:
Второе занятие. Массовая коммуникацияЧто такое коммуникация? Кто действует в процессе коммуникации, что передается и почему.
Язык, текст — основа коммуникации. Кто производит новость, как она попадает в СМИ, какие влияния оказываются на новость в процессе передачи новости с места события до конкретного СМИ. Влияния типа СМИ на язык и стиль изложения новости (печатное — аудиовизуальное, качественное — массовое).
Самостоятельная работа: Сравнительный анализ новостей различных СМИ (анализ одинаковых новостей в качественной и массовой газете, в телевизионном и радиовыпуске новостей). На что каждый обратил внимание.
Источники: «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Коммерсант», «Ведомости», телеканалы — ОРТ, РТР, НТВ.
Третье занятие. Жанры СМИЧем отличаются друг от друга материалы в одной газете (на одном радиоканале, телеканале). Понятие жанра. Информационные (документальные) и художественные жанры в СМИ. Реклама: вымысел или информация? Как отличать рекламу от редакционного текста. Принцип перевернутой пирамиды. Главные вопросы репортера — Кто? Что? Где? Когда? Роль «лида». Ответ на вопрос «почему?»
Самостоятельная работа. Определение жанра (работа с вырезками, аудио- и видеокассетами). Анализ «лида».
Источники: первая полоса информационной газеты, статья эксперта, молодежный журнал, новости (РТР), интервью, сериал, триллер, симфонический концерт, рок-музыка.
Техническое оборудование — видеомагнитофон.
Четвертое занятие. Технологии СМИКакие технологии СМИ доступны современному человеку. Как использовать технологии коммуникации и массовой информации. ИКТ для передачи текстов и изображений. Примеры: газета, журнал, аудиокассеты, видеокассеты, компакт-диски, компьютеры, мобильные телефоны.
Самостоятельная работа. Как записать новость на различные СМИ.
Техническое оборудование — блокнот, переносной магнитофон, видеокамера, видеомагнитофон.
Пятое занятие. Отражение действительности в СМИОтношение между содержанием СМИ и реальными событиями. Могут ли СМИ сообщать неправду или полуправду. Как СМИ влияют на события действительности: возможные последствия новостей, репортажей, статей.
Ролевая игра: журналист сообщает новость в редакцию.
Участники:
Техническое оборудование — диктофон с кассетой, видеокамера, видеомагнитофон
Шестое занятие — интернет как СМИИнтернет как источник новостей, развлечений и игр, учебных материалов. Можно ли доверять информации в интернете? Как сохранять новости из интернета? Что нужно уметь интернет-журналисту?
Самостоятельная работа. Поиск СМИ в интернете по адресам, через поисковые системы.
Техническое оборудование — интернет-класс.
Седьмое занятие — группой анализ проектаРолевая игра: Как собрать материал для газеты. Какие должны быть выбраны специалисты, какие материалы нужны, как найти новости и иллюстрации.
Техническое оборудование — интернет-класс.
Работа в проектных группах: 7-9 недели 2002 года.
Создание газеты, видеопрограммы для Дней презентации.