Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Обычная версия
  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей 44»
Версия для слабовидящих

Модель информатизации МОУ лицея №44

21.01.2011 2539 просмотров

I. Общие положения.

Изменения информационной среды в современном мире  требуют от образовательного учреждения создания принципиально иной педагогической системы, отражающей особенности социума и моделирующей его.  Данная система должна учитывать главную социокультурную особенность: стремительное развитие информационных технологий и их проникновение во все сферы профессиональной деятельности.

Современная школа, таким образом, является  функциональной  организационно — технической системой, обеспечивающей создание и развитие информационно-технологической  образовательной среды.

Процесс информатизации МОУ лицея №  44 предполагает сложный комплекс мероприятий по изменению целей, содержания образования, форм организации учебных занятий, методов преподавания, связанных с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.

II. Цели и задачи информатизации лицея

Процесс информатизации  в МОУ лицее №  44 направлен на обеспечение  медиаобразования обучающихся.

В условиях единства обучающего и воспитательного воздействия медиаобразование является моделью воспитательной системы лицея.

Медиаобразование при этом понимается как  процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.

В перспективе развития медиаобразование понимается  как модель управления, основанная на принципе функционального вовлечения в информационно — технологическую цепочку взаимодействия всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей, органов государственно-общественного управления.

 

 

III. Направления информатизации лицея (Рис. 1):

Процесс информатизации МОУ лицея предполагает деятельность образовательного учреждения по следующим направлениям:

1.     Материально-техническое обеспечение.

2.     Кадровое обеспечение.

3.     Разработка образовательной программы на основе информационно-коммуникационной технологии, взаимодействие в сети.

4.     Построение воспитательной системы информационно-коммуникативного типа.

5.     Участие в городской программе информатизации.

6.     Использование информационных ресурсов в деятельности органов общественно-государственного управления.

Взаимодействие данных направлений направлено на решение  поставленных перед образовательным учреждением задач — вовлечение в процесс информатизации всех участников образовательного процесса – учащихся и их родителей, учителей, классных руководителей, администрации, библиотекаря и других сотрудников.

IV. Функции в соответствии с направлением.

1. Материально-техническое обеспечение.

Материально-техническое обеспечение — это создание технически оснащенной обучающей среды, обладающей гибкой и легко адаптируемой организационной структурой, оптимальной для эффективного использования учебного пространства и времени.

Материально-техническое обеспечение является приоритетным направлением, т.к. служит инструментом для реализации медиаобразования в  лицее. На данном этапе  реализовано и успешно используется:

? Локальная вычислительная сеть с выходом в Интернет;

? Проектирование мультимедийных классов с использованием проекторов, принтеров, сканеров и другой техники;

? Внедрение автоматизированного учебного комплекса

Необходимость корпоративной сети обусловлена тем, что обеспечивает возможность экономии как аппаратных средств, так и программных.   (Рис.2). Режим «клиент — сервер» осуществляет обмен информацией как внутри сети   (документооборот, доступ к мультимедийным дискам без дополнительной инсталляции, рабочие папки учеников, учителей, пресс-центра, библиотеки), так и с внешними пользователями по каналу Интернета (электронная почта, форма обратной связи, система вопрос ответ).

Образовательную программу средней школы и административную деятельность по ее обеспечению системно обобщены в следующие методические блоки информационных ресурсов учебного заведения:

§       Блок административно-хозяйственной деятельности

§       Блок информационно-методической деятельности

§       Блок научно-продуктивной деятельности

Блок административно-хозяйственной деятельности обеспечивает формирование и тиражирование различных директивных документов.

Блок информационно-методической деятельности предполагает  создание электронных учебников, разработку компьютерных программ, обеспечение учителей домашними компьютерами, проведение телеконференций, формирование программно-методического фонда.

Блок научно-продуктивной деятельности основывается на работе школьного научного общества и направлен на приобретение учащимися профессиональных навыков, необходимых для жизни и работы в информационном обществе. В его работу входят пресс-центр, формирование медиатеки, издательская деятельность, школьное телевидение. Ресурсная база пресс-центра, медиатеки, редакции печатных изданий и телестудии определяется соответствующими положениями.

Мультимедийные классы соединёны между собой корпоративной сетью, кабельным телевидением, радиоканалом. Принцип проектирования классов заключается в распределении мультимедийной информации между предметами и её эффективного использования в образовательной деятельности. (Рис.3.)

Автоматизированный учебный комплекс объединяет все мультимедийные классы. Под автоматизированным учебным комплексом следует понимать набор самодостаточных модулей, отражающих основные стороны учебного процесса. (Рис. 4.)

Исходя из представленной схемы АУК, можно рассмотреть следующие четыре блока:

§    зона подготовки учебного материала — готовят методики, пособия, видео-аудио-материалы, программы, специальную документацию, переводы и др.;

§    рабочая зона преподавателя;

§    мультимедийный класс;

§    читальный зал (зона самостоятельной работы) – где учителя и школьники работают самостоятельно, как с электронными учебными материалами, так и с печатной методической и учебной продукцией.

 

2. Кадровое обеспечение.

Использование медиаобразования в образовательном процессе предполагает появление новой формации педагогов, способных качественно реализовать на практике данные инновационные технологии.

Медиаобразование является проектной составляющей деятельности каждого педагога. Профессиональную  подготовку или переподготовку, дающую возможность решать задачи медиаобразования, обеспечивает система внутрилицейских курсов.

Курсы для педагогов ведутся в соответствии с уровнем компетенции – базовой или информационной, которая выявляется средствами анкетирования.   (Рис.5.): базовая и информационная.

 

Компоненты системы подготовки:

•         методологический,

•         теоретический,

•         методический,

•         практический.

При этом  все виды подготовки тесно взаимосвязаны (Рис. 6)

3. Разработка образовательной программы на основе информационно-коммуникационных технологий, взаимодействие в сети.

Образовательная программа лицея направлена, с одной стороны, на модель выпускника, с другой — имеет личностно ориентированную направленность.

Образовательная программа на основе информационно-коммуникационных технологий предполагает  в условиях воспитания в соответствии с моделью выпускника удовлетворение потребностей обучающегося в личностно-значимой информации, индивидуализированных формах ее приобретения, способах переработки. Образовательная программа нового типа ориентирована на развитие у обучающихся навыков самообучения.

Ведущий метод при реализации такой образовательной программы – метод проектов. Формы деятельности — сетевые олимпиады, телекоммуникационные проекты, дистанционное обучение, развивающее обучение.

ИКТ при реализации образовательной программы подобного типа используются как в урочной, так и во внеурочной деятельности в соответствии с образовательными программами и программой  развития лицея.

Разработка образовательной программы на основе ИКТ учитывает вопрос взаимодействия учащихся, преподавателей и администрации образовательного учреждения с компьютерно-информационной технологией и информационным обществом.  Это обеспечивается наличием локальной сети и выходом в Интернет с каждого рабочего места ученика и учителя. Реализация образовательных программ, таким образом, осуществляется на информационно-ресурсной базе медиацентра — нормативно-правовая, статистическая, аналитическая информация, медиатека, методическое обеспечение,  а также на базе Интернет-ресурсов.

Промежуточные и итоговые результаты реализации образовательной программы размещаются на лицейском сайте.

 

5. Построение воспитательной системы инфомационно-коммуникативного типа.

Информатизация лицея связана и с построением воспитательной системы, направленной на  социализацию личности в условиях информационного общества.  Медиаобразование в качестве модели воспитательной системы предполагает создание единого информационного поля лицея и выстраивание всех организующих его видов деятельности и информационных потоков вокруг учебной деятельности — системообразующей для  воспитательной системы лицея.

Медиаресурсы  воспитательной системы лицея:

  • Лицейское кабельное телевидение
  • Лицейское радио
  • Стендовая газета «Лицейские новости»
  • Брошюрованная газета «Диалог»
  • Лицейский сайт
  • Музей лицея
  • Рекламно-информационный отдел пресс-центра

Каждое событие в жизни лицея  является медиапроектом, т.к. включает в себя информационную составляющую на этапах подготовки, реализации и осмысления результатов в лицейских средствах массовой информации, воздействия информации на пользователей.

Деятельность средств массовой информации регулируется пресс-центром лицея и регламентируется соответствующими положениями о пресс-центре, о лицейском телевидении, о студии лицейского телевидения,  о лицейском радио, о лицейском сайте, о музее, о рекламно-информационном отделе пресс-центра.

 

6. Участие в городской программе информатизации.

§       Функционирование в режиме  опорного ОУ города по проблеме «Ресурсы медиаобразования». Данный  статус предполагает  накопленный лицеем опыт работы по проблеме, который может быть использован другими  образовательными учреждениями города. Данная деятельность МОУ лицея№  44 осуществляется на основе соответствующего  положения департамента образования администрации г.Липецка.

§       Участие в создании образовательного портала департамента образования администрации г.Липецка.

7. Использование информационных ресурсов в деятельности органов государственно-общественного управления.

Сайт лицея обеспечивает официальное представление информации о лицее в сети Интернет с целью расширения рынка образовательных услуг лицея, оперативного ознакомления преподавателей, работников, обучающихся, родителей, деловых партнеров и других заинтересованных участников образовательной системы лицея.

Лицейский сайт действует на основании  соответствующего положения.

Использование ИКТ при обеспечении государственно-общественного управления:

§    Участие в работе Совета лицея

§    Поддерживает системное обновление лицейского сайта.

§    Создание условий для электронного документооборота.

§    Мониторинг качества образования.

§    Координация работы структурных подразделений системы управления образовательным учреждением.

§    Концентрация информации на сервере медиацентра и упорядочивание потока данных о функционировании лицея.

§    Обеспечение санкционированного доступа к необходимой информации.

§    Согласование планов работ различных служб школы и выработка на их основе единого перспективного и четвертных планов школы.

§    Аналитическая деятельность по отслеживанию итогов реализации образовательной программы.

§    Переработка и анализ поступающей информации.

§    Управление мониторинговыми исследованиями.

 

§    Выработка предложений оперативного и стратегического характера, направленного на улучшение учебно-воспитательного процесса.

§    Выработка предложений по внесению изменений в учебный план и Устав школы.

§    Прогнозирование развития школы, в частности, работа над программой развития школы, участие в создании схем развития профилей обучения и участие в разработке модели обучающегося.

§    Архивация информации.

§    Создание и постоянное обновление компьютерного банка данных.

V. Управление процессом информатизации.

Процесс информатизации затрагивает все сферы деятельности образовательного учреждения.

Руководство процессом информатизации осуществляется через органы государственно-общественного управления.

Структурой, координирующей деятельность всех структурных подразделений в  сфере информатизации, является медиацентр лицея. Медиацентр лицея действует на основании положения о медиацентре.

Рис. 1. Направления информатизации лицея

Рис. 2. Использование локальной вычислительной сети с выходом в Интернет

Рис. 3. Организация мультимедийных классов

Рис. 4. Автоматизированный учебный комплекс.

Рис. 5. Проведение тестирования

Рис. 6. Взаимосвязь компонентов подготовки.

Copyright © 2023 МАОУ «Лицей 44» г. Липецка