Обычная версия
  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей 44»
Версия для слабовидящих

ПРОЕКТ «ШКОЛА ИНЖЕНЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ»

30.09.2015 1234 просмотра

Пояснительная записка

Основной смысл  проекта –  выявление и поддержка детей, склонных к изучению точных наук, их дальнейшая профессиональная ориентация на работу в сфере промышленности.

Данное направление деятельности обусловлено  появившимся дефицитом квалифицированных инженеров в сфере промышленного производства. Одним из путей решения обозначившейся проблемы  является  ранняя профориентация на инженерные специальности.

Профессия инженер в наибольшей степени связана с постановкой и решением задач относительно заданного материала, с применением технологий, состав и качество которых  могут варьироваться сообразно обстоятельствам, в изменчивых условиях и при большом количестве приходящих факторов, которые зачастую невозможно полностью просчитать заранее.

Проект предполагает формирование у школьников специфического инженерного мышления, предполагающего анализ ситуации, выделение критических факторов, постановку задач, подбор и конфигурирование ресурсов и технологий, необходимых для решения поставленных задач, а также воспитание культуры инженерной деятельности как системы присвоенных учеником установок, ограничений, подходов, норм собственной работы и отношения к  материалу и результатам.

Инженерно-техническое направление в лицее включает основательную естественно-научную подготовку в рамках учебной деятельности, но не ограничивается этим, а предлагает широкий спектр возможностей для формирования инженерной культуры, основанной на базовых представлениях об устройстве мира и роли инженерного подхода в его преобразовании.

Представления об устройстве мира формируются у учащихся  в процессе естественно-научного образования, а инженерный подход – через приобретение ими личного опыта разработки и выполнения проектов самой различной природы — от научно-технических до социокультурных. При этом формируются и развиваются критическое мышление, креативность и предприимчивость, коммуникабельность, навыки презентации, способность доказывать, убеждать и работать в команде.

Формирование инженерного мышления и инженерной культуры происходит за счёт практических исследований учащимися современных производственных систем и технологических условий их эффективности; проектной деятельности учащихся по разработке и оптимизации технологических систем, связанной с решением реальных производственных задач; организации содержательной коммуникации между учащимися по вопросам теории и практики, работы с техникой и изобретательской деятельности; прохождения через разнообразные игровые, творческие, фестивальные формы, требующие анализа сложного объекта, постановки относительно него преобразовательных задач и подбора инструментов  для оптимального решения этих задач.

Завершается проект проектированием своих будущих профессий.

В рамках проекта «Школа инженерной культуры» действует образовательный кластер «Лицей-ЛГТУ-НЛМК», открыты классы НЛМК.

Цель проекта — формирование у учащихся системного и целостного представления об инженерной деятельности как одной из сфер занятости, ориентация их на работу на Новолипецком металлургическом комбинате (НЛМК).

Задачи проекта:

  • Сформировать и удержать познавательный и исследовательский интерес учащихся к инженерии как к профессиональной сфере на НЛМК.
  • Обеспечить знакомство учащихся с основными принципами работы цехов НЛМК.
  • Создать условия для собственной проектной деятельности учащихся в сфере технико-технологических разработок, включающей в себя постановку задачи, исходящей из реальных потребностей производственного процесса НЛМК.

Целевая аудитория: учащиеся 8-11-х физико-математических классов МАОУ лицея № 44, интересующиеся техникой, инженерными дисциплинами и специальностями и  ориентированные на профессии в области инженерной деятельности, на получение образования в ведущих учебных заведениях высшего профессионального образования соответствующего профиля.

Основные мероприятия в рамках проекта:

  • Образовательные экскурсии в цеха НЛМК, в лаборатории технических вузов: ЛГТУ; ВГУ; ВТУ.
  • Образовательные экскурсии по профилю в музее НЛМК.
  • Показ кинофильмов, видеофрагментов.
  • Лекции.
  • Презентация и обсуждение проектов на научно-практических конференциях «Старт в науку», «Путь к успеху», «К вершинам знаний».

Учащиеся ориентированы на проектный характер работы. Практический блок включает в себя:

  • аналитическую деятельность – работа с библиотечным фондом, интернет-ресурсами, экскурсии на предприятия;
  • проектную деятельность – непосредственная работа по выдвижению идеи и оформления её в проект;
  • презентационную деятельность – подготовка представления идей и проектов, презентация;
  • рефлексию по итогам презентации проекта.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны иметь представления:

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
  • о современных формах и методах организации труда;
  • о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
  • о предпринимательстве;
  • о рынке труда;
  • о социальной значимости своей будущей профессии;
  • о технических вузах, факультетах (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Воронеж, г. Липецк).

 

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
  • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
  • использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;
  • работать в коллективе и команде, эффективно общаться с членами коллектива, команды;
  • создавать презентации и обсуждать проекты на научно-практических конференциях, выставках, форумах.

Литература

  1. Дубовицких Т. Ю. Планирование профессиональной карьеры: учебное пособие для 10-11 классов. Самара, 2011.
  2. Попов А. А. Школа инженерной культуры: программа. М., 2011.
  3. Попов А. А., Проскуровская И. Д., Балашкина М. Г., Юрасова М. Ю. Возможности поколения и индивидуальные шансы: учебно-методическое пособие.  Москва — Томск, 2003.
  4. Программа «Высшая инженерная школа УрФУ». Екатеринбург, 2009.
  5. Интернет-источник: TryEngineering.org.
  6. Интернет-источник: Accreditation.org.
  7. Интернет-источник: TryNano.org.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Попов А. А., Проскуровская И. Д., Балашкина М. Г., Юрасова М. Ю. Возможности поколения и индивидуальные шансы: учебно-методическое пособие.  Москва — Томск, 2003.
  2. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников: учебно-методическое пособие. М.: «Первое сентября», 2004.
  3. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Профориентация: учебно-методическое пособие. М.: Аcademia, 2005.


Copyright © 2018 МАОУ «Лицей 44» г. Липецка