- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей 44»





Инновационный проект региональной инновационной площадки в системе образования Липецкой области
«Модель взаимодействия органов государственно-общественного управления в условиях открытой системы лицейского образования «
1.Полное наименование РИП — муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 44 города Липецка
Полное наименование учредителя организации РИП– департамент образования администрации города Липецка
Должность, фамилия, имя, отчество руководителя образовательной организации — директор МАОУ лицея № 44 Ельчанинова Наталья Фёдоровна.
Телефон, факс, e-mail, официальный сайт РИП в сети Интернет —
8 (4742) 27-04-63, тел/факс 8 (4742) 28-02-02, адрес электронной почты – inf@liceum.ru, официальный сайт –
2.Цель инновационного проекта – проектирование и апробация модели эффективного взаимодействия органов государственно-общественного управления в условиях открытой системы лицейского образования.
Задачи инновационного проекта: обоснование его значимости для развития системы образования:
— изучение теоретических материалов и практического опыта по данной проблеме;
— анализ качества взаимодействия органов государственно-общественного управления в условиях открытой системы лицейского образования, перспективного совершенствования ;
— разработка стратегии демократизации управления образовательным учреждением;
— реализация Программы на уровне образовательного учреждения.
Обоснование значимости проекта для развития системы образования:
Представленный нами проект может служить для развития государственно-общественного управления региональной системы образования, так как его реализация возможна в образовательных учреждениях Липецкой области. Для внедрения новых форм ГОУ, для создания собственных моделей ГОУ, для освоения и сопровождения. Мы надеемся, что реализация проекта позволит ОУ:
-разработать модели взаимодействия органов государсвенно – общественного управления школой;
-разработать и реализовать стратегии взаимодействия образовательного учреждения с представителями родительской общественности;
— создать собственные модели взаимодействия органов государсвенно – общественного управления школой.
3.Программа реализации проекта
Исходные теоретические положения
В Законе «Об образовании“ одним из принципов государственной политики в области образования определен демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Расширение и качественное изменение механизмов общественного участия в управлении образованием – необходимое условие эффективности его модернизации.
Государственная политика в сфере образования предполагает, что активными субъектами ее реализации должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессиональное, педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты».
Вместе с тем построение системы государственно-общественного управления образованием в нашей стране сталкивается со значительными трудностями, обусловленными отсутствием соответствующего исторического опыта и неразвитостью гражданского общества.
Исходя из проведенного анализа сложившейся ситуации в сфере государственно-общественного управления образованием, разработанной в рамках выполнения указанного выше договора концепции культурно-образовательного пространства, а также теоретических основ менеджмента были определены основные принципы построения системы государственно-общественного управления образованием:
- многоуровневость системы государственно-общественного управления, обеспечивающая представительство и защиту интересов не только участников образовательного процесса, но и основных социальных групп, а также государственных институтов при принятии управленческих решений;
- разделение образовательных и управленческих процессов и целей, которое существенно для эффективного внутришкольного управления, включающего в себя органы и механизмы самоуправления участников образовательного процесса;
- выращивание структур общественного управления, предполагающее отсутствие административного давления и принудительного насаждения тех организационных форм, для которых не подготовлены необходимые условия и отсутствуют предпосылки для эффективной работы;
- движение от целей, задач и содержания деятельности к организационным формам общественного управления образованием, что органично связано с процессом «выращивания» структур общественного управления и несовместимо с формальной их организацией;
- стимулирующие, а не административные механизмы влияния на развитие всех форм общественного управления. Эффективность этого подхода доказана в рамках ПНПО, который послужил мощным толчком к развитию новых форм и механизмов включения общественности в управление общим образованием;
- множественность организационных форм и механизмов участия общественности в управлении образованием, что соответствует объективным процессам специализации, разделения труда и повышения эффективности работы отдельных органов общественного управления.
Содержание деятельности по проекту:
Этапы реализации проекта
Проект представлен 3 этапами:
I этап - организационный: разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с инновационным проектом;
II этап – этап реализации проекта:
-осуществление мероприятий, направленных на создание условий для создания модели взаимодействия органов государственно-общественного управления;
— апробирование модели, обновление содержания, организационных форм, технологий;
— периодический контроль реализации мероприятий, коррекция мероприятий.
III этап — контрольно-диагностический:
-анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в инновационном проекте;
— обобщение и тиражирование положительного опыта, результатов деятельности в рамках реализации проекта.
Краткое описание учебно-методических разработок по теме проекта.
— модель взаимодействия органов государственно-общественного управления в условиях открытой системы лицейского образования;
— нормативно-правовая база МАОУ лицея № 44, Управляющего совета МАОУ лицея № 44, Благотворительного фонда «Попечитель»;
— методические разработки, проекты;
— мониторинг новых результатов образования в условиях создания общероссийской и региональной системы оценки качества образования.
Прогнозируемые результаты проекта:
1. Создание постоянно-действующей интерактивной версии УС лицея.
2. Создание постоянно-действующего сетевого проекта с участием органов ГОУ.
3. Помощь в создании органов ГОУ.
4. Помощь в создании публичной отчетности органов ГОУ.
Необходимые условия организации работ:
— кадровые:
ФИО |
Должность |
Категория работников, участвующих в реализации учебного модуля |
Ельчанинова Наталья Фёдоровна |
Директор лицея, Заслуженный учитель, к.п.н. победитель ПНПО-2006 |
Директора ОУ |
Шишкина Ольга Сергеевна |
Заместитель директора лицея, Почётный работник общего образования РФ, победитель ПНПО-2008 |
Заместители директора ОУ |
Колганова Наталья Евгеньевна |
Заместитель директора лицея, Почётный работник общего образования РФ, к.п.н., победитель ПНПО-2008 |
Заместители директора ОУ |
Журавлёва Ирина Анатольевна |
Заместитель директора лицея, отличник народного просвещения |
Заместители директора ОУ |
Анциферова Надежда Михайловна |
Учитель химии, руководитель проекта «Школа инженерной культуры» |
Заместители директора ОУ
|
Басинская Дина Викторовна |
Педагог лицея |
|
— материально-технические и финансовые: реализация инновационного проекта опирается на существующую материально-техническую базу лицея и обеспечивается за счет бюджетного финансирования и внебюджетных средств.
5.Обоснование возможности реализации проекта в соответствии с законодательством об образовании.
Сформированность нормативно-правовой базы по теме проекта на различных уровнях.
При разработке проекта мы ориентировались на нормативно-правовую базу, имеющуюся в настоящее время:
— Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273;
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. N 03–255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
— Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
-Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года;
— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821– 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» «
— Государственная программа РФ „Развитие образования“ на 2013-2020 годы;
— Устав МАОУ лицея № 44;
— Программа развития МАОУ лицея № 44 города Липецка на 2011-2016 годы
-Устав Благотворительного фонда «Попечитель»
-Азбука ГОУ // Общественное участие в управлении образованием. — http://www.gouo.ru/inform/wiki/
-Как создать управляющий совет школы? / под ред. А. М. Моисеева. – М.: Вердана, 2007. – 28 с.
-Комитеты и комиссии школьного управляющего совета / под ред. А. М. Моисеева. – М.: Вердана, 2007. – 28 с.
-Косарецкий С. Г., Моисеев А. М., Седельников А. А., Шимутина Е. Н. Общественность управляет внебюджетными инвестициями в школе. // Журнал «Народное образование», № 10 (№ 1398), 2009. — С. 121-126.
6. Решение Педагогического совета МАОУ лицея № 44 (протокол № 1 от 27.08.2014): подготовить документы на открытие региональной инновационной площадки в системе образования Липецкой области
«Модель взаимодействия органов государственно-общественного управления в условиях открытой системы лицейского образования «
7. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта.
Трансляция положительного опыта реализации проекта может осуществляться через издание статей, выступления на конференциях, размещение информации о ходе реализации проекта на сайте лицея, проведение семинаров, открытых заседаний Управляющего совета, комиссий Управляющего совета, мастер-классов на базе лицея.
8.Обоснование устойчивости результатов проекта после окончания его реализации.
После окончания реализации проекта его результаты будут отражены в созданиях собственных моделей ГОУ.
Описание инновационной работы в МАОУ лицее № 44 за последние три года:
МАОУ лицей № 44 города Липецка имеет большой опыт инновационной работы на уровне образовательного учреждения, муниципальном и региональном уровне. В 2012-2013 учебном году лицей был опорной муниципальной площадкой по теме “ Реализация преемственных связей при формировании ИКТ-компетентности обучающихся на ступенях начального общего и основного общего образования», в 2013-14 учебном году по теме «Организационно-методическое сопровождение ФГОС ООО». С 2012 года в соответствии с приказом Управления образования и науки Липецкой области от 15.05.2012 № 909 «Об открытии региональных стажировочных площадок в образовательных учреждениях области“ на базе лицея функционировали две региональные стажировочные площадки: “Модель взаимодействия органов государственно-общественного управления в условиях открытой системы образования», «Проектирование и реализация основных образовательных программ в соответствии с ФГОС».