Обычная версия
  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей 44»
Версия для слабовидящих

Воронежский биосферный заповедник

15.05.2017 464 просмотра

Такое общеполезное мероприятие, как поездка, анонсированная классным руководителем Колгановой Н. Е. со своим 2А, то есть с детьми и их родителями в Воронежский государственный природный биосферный заповедник им. В.М. Пескова была предварена вопросом: «Кто едет в Воронеж на бобров?». На живость и простоту такого запроса нельзя было не отреагировать. Поездка была решительно внесена в план второй череды майских праздников, приуроченных ко Дню Победы, и приходилась на их первый из четырёх дней, субботу 6 мая. Мысли о самом по себе открытии такой поездкой праздничного «квартета» вкупе с осознанием того, что это «вроде должно быть и предполагается быть чем-то общесемейно и общеклассно значимым», вызывали приятные эмоциональные ожидания.

Итак, суббота 6 мая 2017 года, около 8 часов 45 минут, улица Ленина, погрузка в арендованный туристический автобус. Утреннее майское солнце устойчиво прогревало прохладный воздух, конкурируя с капризно возникающим время от времени свежим ветерком. Погода способствовала приподнятому настроению вопреки корректирующимся каждый день прогнозам, прочившим резкое похолодание.

Маршрут пролегал от центра Липецка на левый берег, «Тракторный», по трассе на город Усмань и через него далее на юг в Верхнехавский район Воронежской области, и наконец, в Центральную усадьбу вышеупомянутого заповедника. Дорогу нельзя назвать сильно близкой, но и невозможно признать чрезмерно утомительной. Легкому восприятию способствовало общение. Мои комментарии можно было бы назвать надуманными и искусственно приукрашенными, если бы я заявил, что общение было некой общностью между детьми и их «воспитателями». Для первых не существовало ничего, кроме собственно самих себя, состоящих из калейдоскопа эмоциональных паттернов по отношению друг к другу, проще говоря, обычное добродушное оживленное общение друг с другом, характерное их возрасту и дорожным обстоятельствам. Для вторых общение, соответственно между собой, очаги которого были обусловлены, в основном, местоположением в салоне автобуса, дополнялось периодическими переключениями внимания на «молодое поколение» с покровительственными и слегка надзирательными нотками. Лично для меня, да, думаю, и не только для меня, все это дополнялось созерцанием через окна автобуса сочной майской зелени, день ото дня визуально набирающей объём, утопающих в цвете деревьев, как домашних, типа вишни и груши, так и диких, типа черёмухи, а также обозрением иных дорожных видов, подобно многочисленным простым сельским домикам и местным жителям, двигающимся субботним утром непонятно куда и зачем.

Дабы не нарушать стилистики отзыва о школьной поездке, спешу перейти непосредственно к главному объекту – Воронежскому государственному природному биосферному заповеднику имени В.М. Пескова. Парковка с несколькими туристическими автобусами, большая площадка с клумбами и скульптурами местных обитателей фауны перед главным корпусом музея. Небольшой променад, группировка детей по команде педагога – и мы в фойе музея-усадьбы. Экскурсовод начинает водить по установленному маршруту, степенно отдавая «заповедную» информацию обо всем живом в местных угодьях природы. Как это бывает у меня в таких случаях, возникает определенный вкус истории и сегодняшнего дня с гордостью за то, каким природным богатством мы обладаем, и с грустью за все уникальное, что мы утратили и не можем восполнить. Экспонаты музея создали также двойственное ощущение большой истории заповедника: витрины с чучелами 30-х, 40-х, более поздних десятилетий и экспозиции, продиктованные духом нашего времени, например, недавно установленная интерактивная карта заповедника с красивыми эффектами подсветки и динамическими проекционными изображениями исторических эпох охраняемой государством территории.

Далее последовало движение нашей группы через лесную аллею, полную майских оттенков цвета и запахов, к новым корпусам бобрового городка. По дороге удивил вид сохранившегося более чем четырехсотлетнего дуба (не припомню больше такого экземпляра в нашей полосе).

В бобровом городке наибольшее впечатление возникло от обозрения интерактивного музея «Дом бобра». Совершенно новый объект, создающий великолепные впечатления как просто ярким современным дизайном интерьера, так и способами подачи информационного материала о бобрах и других животных: световые табло, имитация звуков, тактильное восприятие образцов животного мира. При обзоре шеда (оказывается, так называется постройка для содержания пушного зверя) произвела, с одной стороны, милое впечатление от таких уникальных животных бобрах, которых можно осмотреть на близком расстоянии, и, с другой стороны, немного тоскливое впечатление от искусственного содержания зверьков в бетонных ваннах.

В целом, очень много интересной информации и креативные методы ее подачи. И удивительно торжественно на душе, что, несмотря на продолжающийся финансовый кризис и значительный дефицит бюджета в стране, находятся средства не только на поддержание имеющейся материальной базы, но и интенсивное развитие комплекса с применением современных технологий в сфере музейного дела. Да что там говорить о кризисе, ведь в свете празднования очередной годовщины Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, крайне актуальна и поразительна информация о том, что, несмотря на тяжелейшие годы борьбы нашего Отечества против мощнейшей машины немецкого вермахта, Воронежский заповедник лишь ненадолго остановил свою работу, когда фашисты были совсем близко от его территории. По моему мнению, так должно быть и сегодня: государство и общество должно иметь безоговорочный приоритет не только в сохранении и воссоздании нашей многострадальной окружающей среды, но и в воспитании нового поколения в духе любви и бережного отношения к родной природе.

Кстати, возвращаясь к молодому поколению. Наши дети, конечно, воспринимали определенный объём информации от экскурсовода, который старался ее адаптировать для восприятия второклассника, а классный руководитель Наталья Евгеньевна периодически уверенно расставляла акценты на пересечении информации об окружающем мире со школьной программой. И дети отработали программу вместе до конца. Но не будем слишком идеализировать. Конечно, дослушивая многочисленные подробности о живой природе, они были всем своим естеством уже готовы выбежать на улицу и всей гурьбой ринуться по дорожкам и аллеям, улюлюкая и воображая друг перед другом. Все правильно. Так и должно быть. Так было и будет. Но, медленно шагая за ними посреди музея, теперь только под открытым небом, посреди всего этого живого, майского, думал… Это кирпичик, это камешек в серьезном основании. Наши любимые дети не могут ещё глубоко осознать, но все это отложилось, записалось, зашилось глубоко внутри. Это все вернётся, трансформируется в будущее нравственное отношение ко всему живому!

Строганов Сергей, папа ученицы 2А класса Строгановой Майи

Copyright © 2019 МАОУ «Лицей 44» г. Липецка